Латиница



/ Древнейшие памятки латинского письма: на камне из римского Форуме способ написания- бустрофедон, около 600г. до н.э.; на застежке, из Пренесте, начало VIв. до н.э. /


Латиница была письмом могущественного государства Римской империи. Древнейшими памятниками латинского письма считаются надписи на обломках каменного столба(1*) (VI - V в. до н.э.), найденного в 1899 на месте римского Форума (направление письма - бустрофедон), на золотой застежке с Пренесте ( VI - V в. до н.э.), найденной в 1871, наконец, надпись на жертвенной сосуде Дуеноса (V- ИIV в. до н.э.), найденной в 1880 у подножия римского Квиринала.


/ Надпись на жертвенной посуде, V-VI вв. до н.э. /


Как свидетельствуют памятники, латинский алфавит, с которым произошло ряд этапов преобразования, в II в. до н.э. настолько усовершенствовался и стабилизировался, что попытки внести искусственные изменения в его построение ни к чему не привели.

Сначала римляне, так же как и греки, писали заглавными прямыми буквами. Позже возникает курсив. Но к VIII - IX вв., когда курсив, наконец, был везде признан и принят во всеобщее употребление, он не находил широкого практического применения. Сейчас известны лишь единичные памятки (типа греко-египетской надписи 104 г. до н.э.), в котором отражено курсивное письмо. В практике латинского, как и греческого письма, четко проходила граница между мастерством книжным и эпистолярным. Канцелярским писцам табелонам противопоставлялись скрипторы. Были и соответствующие расценки за работу писцов. Диоклетианов(2*) эдикт оценивает 100 строк работы скриптора в 25 динаров, а ту же работу табелона в 10 динаров.

После падения Западной Римской империи византийские греки снова поднимают греческий язык до положения официальной, художественной и научной речи. В центре великой Византийской империи, возникшей в IV веке, выработалось как дериват античного греческого византийское письмо. В нем был сделан ряд усовершенствований. Одним из важнейших, что послужило эпохальным переломом в развитии письменности, было постепенное и окончательное оформление и разграничение в написании больших-заголовочных и малых-строчных букв. В основу начертания заголовочных знаков было положено форму букв канитального и унциального письма; в основу строчного начертания-форму букв минускульного греческого письма. Такая же тенденция к размежеванию характера букв постепенно распространяется и в других странах.

С тех пор как появился раздел знаков по формальным приметам букв на строчные и заголовочные, различают два основных типа латинского письма, а именно: маюскульное и минускульное.

Маюскульное - это такое письмо, буквы которого находятся в пределах двух мнимых параллельных линий и почти не имеют штрихов, выходящих вниз или вверх за эти пределы. Проще сказать, по форме - это заголовочные литеры.

Минускульное письмо характеризуется наличием четырех воображаемых ривнобежных линий: средней пары линий, в которые вписывается корпус буквы, и двух внешних линий, определяющих границы вытягивания штрихов буквы или опущение их в виде петель, крючков и т.п. Это - строчные литеры.

Графическое богатство латинского письма оказывается в исторически закрепленных формах, среди которых мы можем отметить капитальное письмо (монументальное и рустичное), унциал, полууунциал, курсив обычный и дипломатический, региональные виды (письмо римских провинций), каролингский и послекаролингский минускул, готический шрифт в его разновидностях (швабах, текстура, ротунда, фрактура) и антиква.

Формирование западногреческого письма началось около VIII в. до н.э., тогда его стали перенимать этруски и передали его другим племенам, среди которых были и латинские. Племена римской провинции, переняв греческий алфавит, изменили его и, приспособив к нуждам своего языка, развили в собственный алфавит. Сдержанным формам букв греческого письма они предали большую округлости и создали совершенный шрифт. Характерным образцом такого шрифта является капитальное письмо, которое употреблялось для различных посвящений и других надписей. Это письмо отмечается гармонией тонких и утолщенных линий в построении букв, которые полностью передают все характерные особенности, присущие шрифту, который висекался на камне (монументальное). Из всех классических шрифтов на памятках латинской письменности наиболее характерным за гармоничностью форм считается шрифт надписей на Траяновой колонне(3*) Капитальное латинское письмо, дошедшее до нас, составляет праобраз современного шрифта классического письма народов Запада. Шрифтом надписи Траяновой колонны как образцом пользовались Л. Пачоли (1445/50 - 1514), А. Дюрер (1471 - 1528), Ж. Тори (1480 - 1533) и другие художники эпохи Возрождения при сотворении шрифтов так называемой антиквы. Но не следует забывать, что на колонне Траяна не было высечено несколько букв, имеющихся в современном латинском письме. Об этом сказано ниже.


/ Латинская надпись на колонне Траяна в честь победы над даками, 114 г. /


Метрические закономерности и точное графическое построение на основе модульных соотношений воспроизвел шрифтовик Е. Джонсон. Буквы, которых нет в тексте надписи на Траяновой колонне, построены Джонсоном на основе закономерностей, выявленных при анализе форм имеющихся букв. Поскольку формы букв Траяновой колонны и пропорции их элементов диктовались необходимостью воспроизвести надписи на камне, то в этих буквах нет тонких, так называемых «волосяных», элементов.

Основной метрической единицей является высота букв. Она взята за модуль и разделена на 10 частей-парт. Ширина букв колеблется в пределах от 0,3 до 1,05 модуля (М, W). В качестве ширины основного модульного прямоугольника букв взято 0,78 модуля. На рисунке ниже показано в частях модуля размеры главных элементов букв. Размеры других элементов могут быть легко установлены по модульному масштабу(4*).

//При нажатии на картинку, в новом окне откроется большая по размеру.


/ Аализ построения литер латинского алфавита, из надписи на клонне Траяна /


На папирусе римляне писали квадратовым шрифтом. Каждая буква тщательно выписывалась тростниковой палочкой - каламусом(5*).


/ Римский капитально-квадратовый шрифт /


Тщательное выписывание каждой буквы очень замедляло работу, поэтому наряду с капитальным возникает капитально-рустичное письмо, вызванное к жизни практическими потребностями общества. О характере этого письма свидетельствует его название rustic (в переводе с латинского - крестьянское, упрощенное).


/ Римское капитально-рустичное письмо /


Буквы наносились металлическим резцом - стилем на дощечку, покрытую воском.

Оба вида капитального письма маюскул состоят только из больших - заголовочных букв. До наших времен сохранились четыре книги- к о д е к с ы, написанные капитальным письмом, и 22 - рустичним. Самым известным классическим произведением, написанным квадратовым капитальным письмом на пергаменте, является поэма «Энеида» Вергилия (70 - 19гг. до н.э.), а ранним образцом древнего капитального письма являются отрывки записей о битве при Акции (написанные на папирусе), которые были найденны во время раскопок города. Кулунджич говорит, "что эта памятка является драгоценным документом, в котором можно видеть тенденцию скрибов к переходу от версальних форм букв к курсивным. Документ наглядно показывает, насколько в скрипториях удалились тогда от эпиграфических капитальных форм письма.

Капитальном письму, которое широко употреблялось до конца в V в., в VI в. на смену приходит латинское унциальное письмо, что, как отмечает А. Капр, было облагороженной формой римского курсива. Римский курсив родился в свое время в результате быстрого писания, когда отдельные знаки рукописного (маюскульного) шрифта стали превращаться в маленькие минускульные, или строчные, буквы. Характер этого письма легко определить, если учесть, что римский курсив был писан с помощью двух, правда отличных по своим каллиграфическими возможностями орудий - с т и л я - заостренной палочки из дерева, металла или кости, или каламуса, сделанного из тростника, расщепленного на конце. Анализируя буквы, написанные с помощью стиля, Капр объясняет, как влияет, например, на форму буквы «о» такое оружие. Сверху и снизу она приобретает заострения. Капр приводит образцы упоминавшихся нами типов римского курсива: старого (II в., который состоит из тщательно обработанных и немного наклоненных маюскульних букв; переходной формы (IV в.) и младшего (VII в.), который является минускулом и имеет тенденцию к полному переходу букв на минускульные, строчные. Они по своей конструкции часто находятся в пределах четырехлинейной системы построения. Формально латинское унциальное письмо, которое образовалось на заре средневековья (около IV в.), является аналогией греческого унциала. Если говорить о генезиса форм унциала, то трудно категорически определить во времени грани возникновения его основных форм и дериватов.

Термин унциал впервые использовал Иероним в конце IV столетия. Происхождение термина А. Капр выводит от слова унция - мера длины, равная примерно одному дюйму. Истрин по этому поводу замечает, что высота букв унциального письма никогда не достигала такого большого размера, здесь же он напоминает, что ряд ученых объясняют появление этого термина тем, что в одной строке умещалось 12 унциальных букв при двустолцевом письме, а латинское слово унция означает также 1/12 часть целого. Другие считают, что название произошло от слова uncus, то есть "крючок".

Латинский унциал отмечается округлостью букв. Истрин объясняет это явление использованием в латинском унциале (по сравнению с греческим) округлых элементов букв латинского капитального письма. С другой стороны, он говорит о влиянии на письмо плавных и округлых форм римской архитектуры. Действительно, унциальному письму свойственна гармоничная округлость форм, оно легко воспроизводится плоским пером, благодаря чему высоко ценится художниками.


/ Унциальное письмо (латинское), 700 г. /


Буквы унциального письма строго выдержаны в пределах двух воображаемых горизонтальных линий. В унциале отразилась характерная особенность курсива - буквы, в частности те, которые отличаются от капитальных, выписываются одним непрерывным движением руки. Унциальным письмом выполняли преимущественно ценные книги, тогда как для грамот и обычных книг существовал регулярный курсив - наклонное письмо.

В библиотеках разных стран мира к Великой Отечественной войне насчитывалось 390 памятников унциального письма, однако время от времени обнаруживаются новые образцы. Многие образцы унциала сохраняются в ленинградской Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

3 течением времени для ускорения письма в унциал все больше стали проникать элементы курсива, буквы писались плотнее.

Такую модификацию унциального письма называем полуунциал. В нем отошли от принципа размещения букв в пределах двух линий (что объединяло унциал с капитальным письмом), письмо приблизилось к строчному курсиву. По словам А. Капра, точно датировать появление полуунциала на исторической арене трудно. Ранние его формы были известны уже в III в.

С VIII в. встречается все меньше книг, написанных только унциалом. Тогда уже унциал употреблялся только в рубриках и заголовках, текст выполнялся курсивом и полуунциалом.

В полуунциале имеются характерные, чисто курсивные формы букв a, g и r. Часто набирают курсивной формы также буквы d и s. Буква m представляет собой нечто среднее между унциальной (с закругленными внутрь основными черточками) и курсивной (с прямыми черточками) формой. Буква N, напротив, имеет капитальную форму(6*). Если в римском полуунциале «брюшко» букв a, b, d, q было открыто, то позже оно уже совсем замкнуто. Виллу Тоотс отмечает, что полуунциал был первым строчным письмом для пера с широким концом(7*). Разницу между унциалом и полуунциалом можно увидеть, проанализировав рисунок ниже.


/ Римский унциал (вверху); римский полуунциал начала VI в. (внизу) /


Традиции письма в средневековой Европе сосредоточены в скрипториях(8*), разбросанных на большой территории, которая была пересечена границами племен и королевств. Здесь с латинским письмом случилось то же, что и с латинским языком. В романских странах оно превратилось в диалекты, а римские шрифты были приспособлены к потребностям народов, их заимствовавших. В Европе (на территории бывших римских провинций) образовалось ряд государственных группировок, в них начали развиваться свои региональные виды письма. Их разделяют на четыре основные группы, которые часто называют национальными видами. Однако А.А. Добиаш-Рождественская называет их «областными типами», а Ф. Музыка «так называемыми национальными шрифтами». Это такие виды письма: ирландско- англосаксонское - инсулярное (островное или гиберно-саксонское), распространенное в Ирландии, Англии ; ммеровингское (франко-галльское) письмо - во Франции; вестготское - в Испании; итальянское (Лангобардское) - в Италии. Известными в то время центрами развития письменной культуры были монастырские скриптории в Монте-Кассино (Италия), Туре (Франция). Особого внимания по совершенствованию письма заслуживает деятельность ирландских монастырей, воздействию которых подверглись их непосредственные соседи - англичане.

Ирландия, принявшая христианство в V в., уже через сто лет насчитывала (вместе с Шотландией) около 300 монастырей. Образование местных монахов было шире, чем у их братьев на континенте. Они находились под влиянием восточных и византийских источников, знали греческий язык, с большим воодушевлением совершенствовали искусство письма и отделки книг. Не случайно наибольшего прогресса приобрело именно ирландско-англосаксонское письмо. Полуунциал набрал здесь другие, чем на континенте, формы. Иммигранты, которых называли шотландскими монахами, основывали монастыри в скрипториях, образовывали школы письма, которые сыграли заметную роль в последующем развитии шрифтов. Анализируя графику ирландско-англосаксонского письма, В. Тоотс считает, что оно много заимствовало от рун(9*), греческого и капитального письма, поэтому округлые буквы часто превращались в ломанные.

Для всех рассмотренных форм письма характерно употребление ааббревиатур. Уже в древние времена сокращались часто повторяющиеся слова. В средневековых рукописях, чаще всего в церковных и в светских, такие сокращения все больше распространялись и стали повсеместно применяемы. Когда медленно выработалась их система, было составлено целые словари аббревиатур с объяснением их значения. Сокращение в церковных рукописях делались скорее не для экономии места, а для выделения слова; такими сокращениями были, например, DS - deus (бог), DNS - dominus (господин), EPS - episcopus (епископ) и т. д. Сокращение часто употребляемых слов- это вроде стенографических знаков: образцом для этого служила практика римских рукописей, например: - eius ( его), - et (и) - pro (для) и т.д. Известен также способ сокращения конца слова, написание отдельных букв над первой частью слова, например: - ergo (следовательно), - mihi (мне).

Говоря о сокращении слов, следует напомнить, что во многих книгах, изданных иезуитами, а также в канонах и постановлениях Тридентского собора (1562) относились инициалы, например, A. M. D. G., означали по латыни Ad majorem dei gloriam, то есть: Для наибольшей славы божьей. Эти буквы вырезались также на кнутах, которыми наказывали учеников в иезуитских школах(10*).

В лигатурах ирландско-англосаксонского письма, образованных из букв капитального письма и унциала, заметна смелость исполнения, позже наблюдается лишь в славянской вязи. Бросается в глаза тщательность в соблюдении промежутков между словами. Заметно увеличилось количество сокращений в письме IX в. Ирландское письмо вышло из употребления лишь после XIII в., в эпоху ранней готики, несмотря на то что на Британских островах каролингское письмо континента было известно уже в IX в.

На территории Франции, которая входила в состав Римской провинции Галлии, после падения Рима влияние римской культуры ощущалось достаточно долго (до VI в.)(11*), а период владычества династии франков Меровингов (V - VIII вв.) считается тем звеном, которая связывала античную культуру и начальный период Ренессанса.

В монастырях и епископских библиотеках Северной Галлии были накоплены запрещенные древние кодексы и рукописи, которые не только читались, но и переписывались. В монастырских скрипториях развилось как прямое ответвление римского курсива меровингское письмо, краткое, высокого и узлового рисунка. В VIII в. оно приобрело каллиграфического совершенства. Характерными для него были верхние удлинения букв b, d, l. Письмо мало декоративный вид, но трудно читалось.


/ Меровингский минускул VIII в. /


Старейшим документом, выполненным меровингским письмом, является папирус Хлотаря II (625), однако некоторые ученые считают, что этот вид письма существовал еще в МШ и даже в V в. Догадка подтверждается фактами. Действительно, во французской Национальной библиотеке существует свиток папируса (длиной 6 м) с 564 года.

Меровингское письмо употреблялось сначала в канцеляриях королей Меровингской и позже каролингской династий до IX в., пока оно, как и другие областные или региональные виды письма, не было заменено каролингским минускулом.

В истории развития римского нового курсива, из которого вышли другие областные, или так называемые национальные, формы письма, следует отметить не богатое на варианты письмо бывшей римской провинции Испании - Иберии, где в V в. образовали свое государство вестготы. В средние века оно называлось толеданским по названию м. Толедо, или мезарабским, поскольку оно было и на арабской территории. Теперь в науке его называют вестготским. Это название тоже устарело, правильнее его называть испанским. Образовавшись от римских форм, оно позаимствовало некоторые детали из арабского письма и приобрело оригинальное начертание. Испанское письмо существовало с VII до XIII в. Характерной особенностью его является четкость форм и незначительный наклон влево (но не всегда); по читабельности оно имеет преимущество перед другими видами письма.


/ Вестготское толеданское письмо, из рукописи "О непорочности Марии" /


Касательно четвертого типа областных шрифтов- итальянского, надо сказать, что под этим названием объединены много разных шрифтов; рассматривая отдельные образцы совершенно не похожих букв, приходится их объединять в названный тип только потому, что они вышли из Италии. Среди итальянских шрифтов можем отметить шрифты папских канцелярий, например куриал (лат. curiale), характерный тщательностью каллиграфической обработки и применением новых заглавных букв.

В древнеитальянских видах письма для написания заглавных букв употреблялись элементы унциального и капитального шрифтов, а также увеличивались строчные буквы. На юге Италии выделяется письмо, которое процветало в школах бенедиктинских монастырей в Монте-Кассино, Салерно и тому подобных. Это - беневентантское письмо (термин происходит от названия Беневентантского княжества на юге Италии). Наконец, североитальянский тип письма - лангобардский шрифт.


/ Беневентанское письмо XII в. /


С середины VIII и до середины IX в. в западноевропейском письме состоялись интересные явления. В скрипториях, расположенных в центральной части каролингской империи, между Рейном и Луарой, приобрел своей графической завершенности вид книжного письма каролингский минускул, который вытеснил здесь все местные варианты письма; затем распространился в мастерских других областей империи, просочился в Рим, Испанию, Англию. К концу IX в. каролингский минускул царил в западноевропейских скрипториях, за исключением окраинных земель (Ирландия, Южная Италия), где по разным причинам традиции национальных типов письма держались до XII-XIII вв.


/ Каролингский минускул IXв. /


Большое значение для интеллектуальной централизации Европы имела деятельность короля (с 8ОО г.- император) Франкского государства Карла Великого (768 - 814). Ко двору Карла Великого прибывали из Англии, Италии и других стран ученые и художники. Развитие здесь школы письма история связывает с именем Алквина из Йорка, приехавшего во Францию ​​из Англии и по декрету Карла Великого 789 г. принявшего участие в просмотре и исправлении церковных книг. Полагают, что просмотр и проверка книг сопровождались переписыванием их и были поводом для пересмотра (емендации) графических элементов книг, так как официальные акты власти об унификации письма не известны(12*).

Центром последующей литературной и педагогической деятельности Алквина стал г. Тур, где он был аббатом католического монастыря св. Мартина. Этот монастырь и стал центром каллиграфической школы, на которую опирался Карл Великий в унификации письма.

Здесь надо заметить, что о времени и месте возникновения каролингского минускула, а также по его генеалогии в науке нет единого мнения. В старых теориях его выводят непосредственно из римского полуунцинала, позже его источником считают меровингский минускул, ирландско-англосаксонское или староитальянское книжное письмо. Некоторые доказывают, что каролингский минускул не возникал сразу где-то в одном месте с единого первоисточника, он, пожалуй, является синтезом естественного развития всех предыдущих форм письма. Существует также мнение, что инициатором реформы письма следует считать папу Адриана I.

По крайней мере надо причислить к числу предшественников каролингского минускула и римский минускул, который в свою очередь был синтезом развития римского полуунциала и римского книжного полуунциала.

Характеризуя этот минускул, А. А. Добиаш-Рождественская разделяет его на дипломатический и книжный (12*). Относительно характеристики дипломатического почерка она отмечает, что уже в первых попытках писцы пытались подделаться под меровингский стиль. Подробно анализируя графику каролингского книжного минускула от VIII к XV в., исследовательница пришла к выводу, что каролингский минускул IX в. является выразительным и спокойным, хоть и не самым элегантным из всех типов латинского письма.

3 XII в. в нем появляются элементы готики, а в рукописях XIII в. уже наблюдается ее безусловное господство. Каролингским шрифтом было размножено немало латинских текстов. Для заголовков и инициалов в нем использовались капитальные или унциальные буквы, часто они были искусно украшены. В предисловиях в основном использовался полуунциал(13*).

Через несколько веков после возникновения каролингский минускул послужил образцом для создания гуманистического минускула, который в свою очередь был положен в основу построения строчных букв первого печатного шрифта антиква.

В каролингском письме неоднократно предпринимались попытки создания заголовочных букв. Но только в XI в. по капитальному и унциальному письму развилась самостоятельная форма заголовочных букв - ломбардские версали, которые часто называют готическими маюскулами.

X и XI вв. обозначены в Западной Европе укреплением феодализма, рыцарство и королевская власть благодаря войнам и крестовым походам вступают в силу. В то же время происходил процесс развития металлообрабатывающего ремесла, ткачества, особенно архитектурного искусства. Росли и получали самостоятельности города, в них поднимались искусно построенные храмы. По письму в этот период, то в конце XI в. в более позднем каролингском минускуле наблюдаем превращение округлых элементов букв в сломанные, буква «o» вместо округлой формы набирает овальной. Текст, выполненный с такими модификациями, кажется темнее (А. Капр объясняет это большим напором пера). Зарождается готическое письмо.


/ Готический маюскул, старшая книжная форма XII-XIV в. /


Длительное время развитие его объясняли и связывали с развитием готической архитектуры, с процессами, происходившими в ней. Но в 1960г. теорию прямой зависимости развития готического письма от архитектуры подверг основательной критике французский ученый Маришаль. По его мнению, стрельчатые арка и слом готических букв не имеют между собой ничего общего(14*). Здесь следует подчеркнуть, что советская исследовательница А. А. Добиаш-Рождественская еще в 20-х годах XX в. видела зародыш готического письма в беневентанском, то есть рассматривала его как следствие «автогенеза» шрифтовых форм, а палеограф А. Д. Люблинская отмечает, что по хронологии готическое письмо не шло в ногу с развитием готического стиля в архитектуре, а, наоборот, предшествовало ему. Известно, что первые признаки готических тенденций в архитектуре отразились в середине XII в(15*).

Надо сказать, что средневековые писцы не знали термина «готическое письмо», а пользовались терминологией, которая отражала классификацию различных видов письма «дукту» (от лат. ductus- начертание), в зависимости от их характера и целевого назначения, стала известной нам с каталогов инвентарей средневековых библиотек. На протяжении истории существования готического письма известны такие его основные типа: текстура, ротунда, швабское письмо, фрактура.

ТЕКСТУРА - дословно ткань. Во Франции этот вид готического письма называли letter de forme, letter de somme, или scriptura missalum, поскольку он широко использовался в миссала. Особенностью текстурных минускул является гармоничное расстояние между вертикальными штрихами, внутреннее пространство (бунценвайте) примерно равно толщине основного штриха. Над буквой «i» ставят черту-точку, что выделяет ее среди других букв, «t» немного выходит за верхнюю линию и тому подобное. Готический шрифт очень тяжелый для исполнения. Каллиграф должен добиться оптически одинаковых промежутков между всеми вертикальными черточками, а также правильного соотнесения этих промежутков с толщиной черточек. Особенно трудно достичь этого в асимметричных и выступающих в одну сторону буквах. Чтобы выйти из затрудненного положения, опытные писцы прибегают к приближению и соединению отдельных букв, создают лигатуры, например:



Текстура хорошо отражена в первых печатях Иоганна Гутенберга: календаре (1447), «Библии» (1455) и др.

//Нажмите для увеличения. Большая картинка откроется в новом овне.


/ Страница библии Иоганна Гутенберга /


В течение XIII века в Италии, Испании текстурные формы письма начали меняться. Наконец в XIV в. возникает и развивается другой вид готического письма ротунда (от лат. rotundus- заокругленный). Шрифт значительно шире текстуры, без ромбовидных окончаний - наставок. В нем хранятся закругления от каролингского минускула, письмо светлее, чем текстура.

Круглое письмо возникло в Северной Италии и окончательно оформилось в XV в. в болонских юридических кодексах. Во Франции, где ротунду ценили за читабельность, ее ​​называли по месту происхождения (lettere boulonnoise) болонским письмом, или ломбардским (lettere lombarde). В Германии ротундой называли один из видов текстуры, который не имел ничего общего с округлым итальянским.

В конце XV в. в Германии возникло много (как утверждает Капр более 1000) немецких печатных шрифтов, которые создали мастера из многочисленных вариантов готических рукописных шрифтов. Один из них, происходил из Нюрнберга и Аугсбурга, быстро распространяется. Это был готический шрифт времен Ренессанса швабах. Капр отмечает, шо именно с него началось становление немецкого печатного шрифта.

В 1507 - 1510 годах бенедиктинский монах и каллиграф Леонард Вагнер составил образцы шрифтов изящного письма с завитками, характерного для придворных канцелярий. Среди этих образцов были такие, которые отражали форму готического шрифта - фрактура,


/ Фрактура, печатный шрифт из Аугсбурга. 1708 /


которым по приказу императора Максимилиана в 1513 г. был напечатан «Молитвенник Максимилиана».

// Для увеличения нажмите на картинку:


/ Страница из молитвенника царя Максимилиана I с рисунками А. Дюрера, Аугсбург, 1513 /


В его оформлении и окончательной разработке шрифта участвовал А. Дюрер. Поэтому, видимо, ему ошибочно приписывают изобретение фрактура. Сравнивая фрактура с швабахом, отметим, что фрактура, которую называют еще письмом Верхнего Рейна, имела больше промежуточных форм между готикой и антиквой, о которой речь пойдет дальше. Фрактура была основным национальным шрифтом в немецких землях и сохранилась до наших дней.


/ Готика-антиква, Свенгейм, Панартц, 1465 /


Во времена барокко сложился близкий к фрактура шрифт - канцлей, широко применяемый в канцелярских учреждениях.

Хотя готическое письмо по своему происхождению является латино-романским произведением, но оно больше распространилось в Германии. Процесс обратного изменения готического письма, когда в эпоху Ренессанса буквы шрифта округлились, связывают с развитием культуры в Германии. Название шрифта от названия германского племени готов совсем не отражает первоисточников его происхождения.

Специфику построения букв в различных видах готического письма показывает в своих книгах А. Капр. Анализируя характер разновидностей готического шрифта на примере построения строчной буквы «o», он описывает и показывает ее конструкцию в отдельных видах готического письма. В шрифте текстура наблюдаем последовательный излом штрихов этой буквы. В шрифте ротунда буква «o» заокругленная сверху справа и снизу слева, а сверху слева и внизу справа имеет излом. В шрифте швабах буква «o» снизу и сверху имеет острые углы, а слева и справа заокругленная. В фрактура буква «o» с одной стороны является сломанной, с другой стороны - заокругленная, а верхняя часть буквы напоминает сомкнутые клювики птиц.


/ Написание литер в готическом письме разных видов /


Готический шрифт в первой четверти ХХ в. был основным письмом у немцев на территории Германии и за п пределами (Швейцария, Австрия), а в печатной практике при определении гарнитур шрифтов когда-то у нас его называли немецким (16*).

Однако позже рядом с готическими шрифтами в Германии медленно входил в обиход обычный латинский шрифт, который начал приобретать доминирующее положение. С 50-х годов в ФРГ снова начали употреблять готический шрифт. В 1964 г. готические шрифты в Западной Германии были стандартизированы.

Среди интересных форм канцелярского письма уже в XIII в. развился ранний английский готический шрифт. Этому способствовала еще не угасшая традиция существования школ письма. Местные формы готического курсива были распространены тогда в ряде стран Западной Европы. Характерным признаком готического курсива является сочетание букв между собой и их уменьшение. Четырнадцатое столетие оказалось временем расцвета не только текстуры. Для повседневного обихода в книгах на национальных языках в XIV в. и XV в. были распространены разновидности бастардного письма (от франц. batard - ненастоящий, незаконнорожденный), образовавшееся из видоизменений готического минускула. Оно вошло в практику книжного письма, когда вместо текстуры (ломаного шрифта) начали употреблять закругленные буквы. По своему характеру готический минускул близок к готическому курсиву. Бастарда за графическими признаками стоит между готическим курсивом и текстурой. Сначала этот шрифт был распространен в Париже под названием п а р и ж с к и й. Из него развились многочисленные областные образцы: английского, чешского, немецкого, голландского и других видов бастарда.

//Для увеличения- нажмите на картинку. Откроется в новом окне.


/ Страница из французской рукописи XV в. Бастарда. /


Рассмотрим развитие ее в Нидерландах. Ранний нидерландский курсив не претерпел особых изменений в написании. Только в XV в. готический шрифт приобретает здесь местных черт и то чаще в рукописных книгах, чем в эпистолярном письме.

В Нидерландах книги писали на голландском языке, потому применяемая здесь бургундская бастарда быстро превратилась в местную модификацию. Бургундская бастарда является одним из дериватов готического письма, возникший в Бургундии(17*), это был местный вариант французского бастарды. Бургундская бастарда в рукописном варианте была письмом ценных книг при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго, который не жалел средств на создание высокохудожественных книг.

Следует заметить, что нидерландское письмо испытало влияние не только соседних (французского и других), но и письма испанских завоевателей, влияние которого продолжалось еще долго после Вестфальского мира (1648), по которому Испания окончательно потеряла свое господство в Нидерландах. Нидерландская бастарда была простой на вид, без прикрас, но очень насыщенной. Отметим, что нидерландской бастардой напечатал свою первую книгу «История осады и получения Трои» (1475) английский первопечатник Кекстон (1422 - 1491). Позже он печатал английской бастардой, которая была под большим влиянием французской. Среди признаков бастарды можно назвать резко явную f, характерную «одноарочную» a, верхние удлинения высоких букв, которые направлены резким завитком вправо или влево и образуют декоративный росчерк и овальные узлы. Бастардой выполнены очень ценные иллюстрированные миниатюрные книги. Со второй половины XVI ст. нидерландские каллиграфические школы занимали ведущее место в Европе, а образцы их письма охотно наследовали в других странах. В те времена в нидерландских городах Антверпене, Амстердаме, Гаарлеме выходили публикации, посвященные вопросам письма, например «Eximiae Peritiae Alphabetum» (Amsterdam, 1571).


/ Автор за работой. Дереворез из французской книги. 1493 /


Итак, с XIV в. в Западной Европе вошли в обиход новые виды письма (большинство их развились из текстуры), которые частично могут рассматриваться как самостоятельные новообразования. Несмотря на свою недолговечность, они все же распространяются в достаточно разных вариантах по всей Западной Европе, независимо от национальных границ . В наши дни под бастардами понимают вообще любые виды письма, которые образуются в результате смеси готики и антиквы.


/ Разновидности бастарды: а) флорентийская; б)французская; в)верхнерейнская; г)швабская; д)австрийская; е)из Верхней Баварии; э)кельнская; ж)чешская. /


(1*)Так называемый Lapis niger del Foro (черный камень с Форума)
(2*)Диоклетиан - римский император, 284 - 305 гг.
(3*)Колонна Траяна в Риме была построена в 107-113 гг. архитектором Аполлодаром из Дамаска в центре Форума Траяна. Следует заметить, что некоторые авторы, имея в виду эту надпись, ошибочно ссылаются на арку Траяна в Риме, разрушенную в начале IV в.
(4*)См .: Чернихов Я., Соболев Н. Построение шрифтов. М., 1958, с. 90 - 91.
(5*)В греко-римское время трость, которой писали египтяне, начали расщеплять на конце, что позволяло лучше регулировать нажатия.
(6*)См .: Добиаш-Рождественская О. А. История письма в средние века. Пг., 1923. (7*)См .: Тоотс Виллу. Современньй шрифт. М.,1966, с. 14. (8*)Скрипторий - от лат. scriptor - писарь, писец, переписыватель) помещения для написания книг.
(9*)Руни — автохтонное угловое письмо, распространенное у народів Скандінавії, у древних германських племен. Другим видом автохтонного письма кельтов Британських островов було письмо о г а м.
(10*)См.: Овруцкий Н. О. Латинское крылатые выражения в литературе. М., 1969, с. 17.
(11*)Этому способствовал тот факт, что Галлия, особенно в южной части, была полностью романизирована к переселению народов.
(12*)"См .: Добиаш-Рождественская О. А. История письма в средиие века. Пг., 1923, с. 123,
(13*)См.: Jensen Hans/ Die Schrift in Vergangenheit und Gegenwart. DVW. Berlin, 1958, p.505
(14*)См .: Marishal R. Lecriture Latine et la civilisation occidentale du ler au XVI sience.- В кн.: Lecriture et la psychologie des peuples. XXII semanie de synthese. Paris, 1963.
(15*)См.: Люблинская А.Д. Латинская палеография. М., 1969.
(16*)См .: Образцы шрифтов типографии имени первопечатника Ивана Федорова. Пг., 1923, с. 118, 119 - 121.
(17*)Теперь на этой территории расположены департаменты Кот-д'Ор, Сона и Луара, Эн и др.

Сайт paintmaster.ru