Ренессанс. Возвращение к античным формам письма


В конце XIII и в начале XIV в. в Италии зарождался капитализм. Создавались государства-города, такие как Венеция, Флоренция. Быстро развивалась культура. Италия XIV в. дала миру великих поэтов Данте, Петрарку и Боккаччо. В Венеции значительное развитие получило книжное дело. Во Флоренции, Риме, Болонье, Соренто и других городах Италии рядом с монастырскими скрипториями возникали и светские учреждения книгописания.

Поэт-гуманист Франческо Петрарка (1304-1374) боролся за создание светской культуры раннего Возрождения, опираясь на античность, большим сторонником которой он был. Поэт собирал античные греческие и латинские рукописи, был замечательным каллиграфом, не случайно его почерк наследовали современники.

Флорентиец Поджо Брачолини (1380 - 1459), ученый-гуманист, переводчик, археолог и библиограф, также собирал античные римские надписи, древние рукописи латинских авторов. Он основал во Флоренции училише, где учил писать ясным и красивым каролингским минускулом. Ученики распространили это письмо по всей Италии. Оно оказало большое влияние на развитие гуманистического минускула. Известный флорентийский книготорговец Ренессанса Веспасиано да Бистичи (1421 - 1498) имел скрипторий, где работало 45 писцов, которые дали миру тщательно выполненные и прекрасно украшенные рукописные памятники.

Во времена раннего Ренессанса проявлением возвращения к античности в области письма было возрождение античных форм письма в виде антиквы. Переходной формой к созданию устойчивых форм антиквы в книгопечатании был шрифт готика-антиква,


/ Готика-антиква, Свенгейм, Панартц, 1465 /


почти гуманистический шрифт, в котором отражается переход от готики до новокаролингского, или гуманистического, минускула. Этот переход хорошо заметный в рукописи «De sui ipsius et multorum ignorantia» (1368)( «О незнании самого себя и многих»), выполненный собственноручно Петраркой. Анализ графики отдельных букв показывает наличие смеси стилевых форм ротунды и готического минускула, заголовные буквы происходят от готического маюскула.

Произведения римских авторов наиболее сохранились в рукописях, написанных каролингским минускулом, письмом, которое округлым начертанием букв и качеством нравилось гуманистам. Они считали, что письмо состояло из римских букв и называли его littera antiqua или littera romana - римская литера, lettera tonda - круглая литера, letterae antiquae horum temporum - современные античные буквы, и наконец lettere antiqua nuovo - новые античные литеры. Во многих монастырских скрипториях и в светских заведениях такого типа шрифтовики и рубрикаторы полностью подражали каролингскому минускулу, развивали строчные буквы; над i ставилась точка, арабские цифры получили верхние и нижние удлинения. Цифры 1, 2, 0 вписывались в две средние линии, а нижняя часть цифр 3, 4, 5, 7 и 9 опускалась за нижнюю линию, тогда как цифры 6 и 8 поднимались над верхней линией:



Это письмо получило название итальянский гуманистический минускул - книжный шрифт XIV, XV вв. Светлый, равномерный и спокойный гуманистический минускул сначала не имел заглавных букв. Писцы, чтобы развивать присущий маюскулу характер письма, начали просто употреблять для заглавных знаков буквы монументального, капитально-квадратного, рустичного и унциального письма, украшая их сдержанные формы, так что строгая эпиграфика и острота начертаний терялись. Такой видоизмененный рисунок заглавных букв получил в палеографии название гуманистический маюскул.


/ Гуманистический маюскул и минускул XVIв. /


Из Италии гуманистический минускул и маюскул распространились на всю Европу. Этот шрифт широко употребляли в корреспонденции, студенческих записях, нотариальных документах, торговом деле, различных канцеляриях. В процессе широкого использования он потерял свои спокойные формы, от гуманистического минускула, например, его отдалили многочисленные изменения, которые оказались в новой форме письма - гуманистическом курсиве,


/ Гуманистический курсив XVI в. /


из которого в папских канцеляриях развились многочисленные разновидности (торжественный и украшенный шрифт, близкий к готическому) и канцелярские формы, включая смешанную канцелярскую бастарду. Из Италии канцелярские письмо перешло к Франции, Испании, Швейцарии, Германии и Голландии, где была усовершенствовано выдающимися мастерами.


/ Нюрнбергская типография XVIIв., гравюра А. Вердт. /


Сайт paintmaster.ru