Скульптура для детей


Как научиться рисовать Скульптура для детей - скульптура один из видов изобразительного искусства, а по многообразию техники и сложности исполнения, по силе психологического воздействия на зрителя скульптура не уступает ни графике, ни даже живописи.

Мы можем с вами заняться скульптурой малых форм, имеющей круговой обзор, так называемая круглая и рельефная скульптура.

Для начала, и это будет наше первое задание, можно выполнить круглую композицию с двумя животными в движении. В ней необходимо решить несколько задач, а именно: животные изображаются не в статическом состоянии, а в сложном движении. Работа должна нести некоторую смысловую нагрузку, быть чем- то вроде иллюстрации к маленькому рассказу.

Вы можете сделать для начала несколько карандашных набросков выбранных вами животных в различных интересных позах и движении. Животные могут быть любые, но лучше домашние, и у многих из вас они живут. Очень хорошо, если у вас в доме живут кошка или собака, попугай или хомячок. Используйте эту возможность.

Итак, предварительные наброски очень желательны. Даже необходимы. Сначала пробуйте делать их, когда модель находится в спокойном состоянии: сидит или лежит и постепенно, с пробретением опыта, усложняйте задачу, перходите к наброскам в движении.

Эти упражнения развивают наблюдательность, у вас становится тверже рука и вернее глаз, вы глубже познаете объекты будущей композиции и свободнее реализуете знания в работе.

Возвращаемся теперь к первому заданию, упражнению- круговая скульптура двух зверей в движении. Главная роль в нем отводится композиции, которая является основой любого художественного произведения. Нужно попытаться через движение передать характер животного. Например, кошка должна быть гибкой, пластичной, медведь- неуклюжим, косолапым увальнем. И вообще, каждое животное всегда узнаваемо по присущим ему особым признакам, повадке и пластике.

Перед началом лепки нелишне будет вспомнить анатомические особенности выбранных животных: строение позвоночника, передних и задних лап, наличие или, наоборот, отсутствие каких- то частей, характерных для этого животного: например, рысь имеет кисточки на ушах и короткий хвост, у оленя ветвистые рога, у лошади пышный хвост...

Многие ребята могут лепить по частям. Они могут делать заготовки для головы, лап, хвоста (шарики и колбаски), а потом соединять их, и получается совсем не то, что хотелось- бы. Такая скульптура, хоть и скульптура для детей- нас не устроит. Мы ведь уже не такие маленькие детки, верно? Давайте избавляться от этой вредной привычки и работать над скульптурой правильно.

Как научиться рисовать

Скульптура для детей

Скульптура для детей- приступаем...
1. Прежде чем делать фигуры, лепим плинт. Плинт- это неотъемлемая часть композиции, и его делают так, что- бы все вами задуманное могло свободно разместиться на нем, и в то- же время не нужно его лепить слишком большим. Важную роль играет форма плинта. Необязательно придавать ему правильную геометрическую форму (круга, прямоугольника), делать его поверхностью гладкой, как стекло. Форма плинта должна органично дополнять движение фигур животных и даже передавать то или иное их качество, образ жизни, среду обитания. Так, рысь можно вылепить притаившейся на ветке дерева, тюленя- на обломке льдины, а горного барана на плинте в виде части скалы.

Плинт для нас, в начале работы над скульптурой выполняет роль основы (помните правило- от общего к частному?), в которой уже заложена нужная нам форма, которую нам просто нужно будет выделить из общей массы. Уже потом, когда в основном плинт найден и на нем, пусть без деталировки, но происходит действие, работа над скульптурой ведется одновременно во всех частях. Не от одной детали к другой, а все сразу, понемногу с любой стороны. Уточнили какое- то место в движении животного, в повороте его тела, тут- же ищите более выразительное повторение этому движению на плинте, и наоборот. Тогда работа на любом этапе будет смотреться цельной, и вы точно будете знать, в каком направлении работу над скульптурой вести и на сколько она близка к завершению.

После того как композиция закончена, еще раз внимательно ее осмотрите со всех сторон и, если заметите излишнюю дробность, нарочитую проработанность в деталях, которая мешает цельному восприятию замысла- уберите детали. Они будут отвлекать внимание от основного сюжета детской скульптуры, делать композицию дробной и трудно воспринимаемой.

2. Скульптура для детей- второе упражнение. Вторым упражнением будет рельеф. Рельеф несколько отличается от круглой скульптуры, и прежде всего- отсутствием кругового обзора. Как и в предыдущем упражнении, мы делаем предварительные эскизы и, найдя композицию, приступаем к лепке непосредственно из глины. Рельеф начинается тоже с плинта, но здесь он играет роль плоскости, на которой и лепим сокращенное по глубине изображение.

Рельефную плоскость вписывают в правильную геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник, овал, круг). Поверхность тщательно выравнивается, стеком наносятся контуры будущей композиции. Старайтесь избегать сложных ракурсов. Животных и людей проще изображать в профиль, и это изображение может иметь не более трех основных планов, различных по глубине. Конфигурация рельефной плоскости выбирается сообразно композиции. Например, жирафа лучше изображать на вытянутом по вертикали прямоугольнике.

Здесь постоянно нужно помнить, что чем ближе к нам изображаемый предмет или его части, тем более выпуклыми они будут, и чем дальше- плоскими. Дальний- же план иногда изображают контурными линиями, но нужно стараться делать их живыми, избегая однообразной линии одинаковой толщины.

3. Третье задание по нашей теме- скульптура для детей: работа над скульптурой человека. Здесь есть один неприятный момент. Он заключается в том, что незнание пропорций человеческого тела портит впечатление от интересно задуманных произведений. Что- бы исправить этот недостаток и научиться выполнять эти композиции самостоятельно, вы можете лепить фигуру человека с натуры. Обычно, натурщик располагается в простой, естественной позе, сидя. Одежду нужно лепить обобщенно, а части тела- без детальной проработка, только основные пропорции. В работе над скульптурой руководствуйтесь девизом- от общего к частному.

4. Четвертое задание является усложненной комбинацией трех предыдущих. Это круглая скульптура- человек и животное или два человека. Здесь вы как раз и используете знания и навыки, которые получили при выполнении трех предыдущих упражнений.

Первое, что необходимо учесть- соразмерность фигур, то- есть они должны быть близкими друг другу по массе. Слишком большой контраст между ними приведет к тому, что зритель все внимание будет уделять большой фигуре, не сразу замечая маленькую. Большая фигура может заслонить с какой- либо стороны меньшую, из- за этого нарушится обзорность и пострадает вся композиция.

Промежуток между фигурами не следует делать слишком большим. Необходимо, что- бы зритель мог охватить взглядом всю композицию в целом и лишь при последующем детальном рессмотрении остановил свое внимание на каждой фигуре в отдельности (от общего к частному). Почаще ставьте себя на место вашего зрителя, смотрите как зритель.

В заключении хотелось- бы порекомендовать вам чаще делать наброски, зарисовки, этюды из глины или пластилина непосредственно с натуры. Больше наблюдайте.

Скульптура для детей

Скульптура для детей- разбираем на примерах.

Скульптура для детей- рельеф с изображением животного. Поскольку это задание является начальным, выполняемым в рельефе, то требования к нему предъявляются самые простые. Одно из них композиционное- удачно расположенная фигурка животного в прямоугольнике. Юный скульптор правильно передал пропорции и точно проработал конструкцию всех частей антилопы.
Достоинством является так- же и то, что он постарался изобразитРисунок 1
Рельеф с изображением животного. Поскольку это упражнение является наь антилопу во время бега.

Скульптура для детей- задание по рельефу. Оно включает в себя фрагмент архитектурного ансамбля древнего русского города. Перед началом работы попробуйте порисовать памятники древнего зодчества. Лучше всего зарисовки делать с натуры. Обращайте внимание на отличительные особенности церковных и крепостных сооружений, их пропорции, форму куполов, что поможет вам успешно справиться с заданием. Посмотрите на работу. Молодой художник- скульптор гармонично вписал архитектурную композицию в круг. На переднем, наиболее выступающем плане изображена крепостная стена с симметрично расположенными башенками. На втором- хорошо читается главный, самый крупный собор монастыря, достаточно точно переданы архитектурные элементы этой церкви.
Третий план скульптор делает менее рельефным, чем два предыдущих. Это создает убедительное впечатление пространства.

Когда вы, ребята, достаточно хорошо овладеете навыками лепки животных, изучив их анатомические особенности, попробуйте придать животным- нашим меньшим братьям- какие- либо характерные черты людей. Ведь недаром- же говорят про какого- либо человека "хитрый как лис" или "неуклюжий как медведь". Вы и сами наверняка можете вспомнить множество примеров сравнения животных и людей.

Именно в этом контексте будем рассматривать скульптуру, изображающую козла- музыканта- вы видели этого героя выше. В ней юный скульптор попытался выразить с юмором пороки людей, берущихся не за свое дело. Взгляните, как нелепо держит горе- музыкант скрипку и смычок. Автор прекрасно передал комизм ситуации.
Этот эффект усиливается хорошим круговым обзором.

Рисунок напротив козла- музыканта- также круглая скульптура. Темой может служить народная сказка или былина, герои которых всем хорошо известны и обладают яркими самобытными характерами. Работа называется "По щучьему велению". Молодой скульптор сумел показать крайнее недоумение и некоторую озадаченность Емели. Его фигурка сделана так, что он очень похож на знак вопроса. Тонкая наблюдательность и знание привычек и реакции людей на ту или иную жизненную ситуацию достоверно, с хорошим зарядом юмора передают замысел художника, автора этой композиции.
Самый информативный сайт для начинающих художников, для тех, кто интересуется творчеством, сайт- как научиться рисовать.



  • Книга по Рисунку и Живописи. Самоучитель




  • Пособие по акварельной живописи

  •