П.Федотов и его картины


В одном из залов Государственной Третьяковской галереи в Москве находится небольшого размера картина художника П. А. Федотова „Сватовство майора". Картина эта написана свыше ста лет тому назад, но, как и в первые дни появления ее на академической выставке 1849 года в Петербурге, так и ныне, совсем в иную эпоху, она неизменно обращает на себя внимание восхищенных зрителей.


П.Федотов. Сватовство майора. 1848.

Сюжетная композиция в картине "Сватовство майора" П.Федотова

Первое, что привлекает ваш взор в картине, когда вы приближаетесь к ней, не зная еще ее названия,— это ярко освещенное бело-розовое облако пышного платья девушки, устремляющейся из комнаты куда-то влево. Рядом стоящая ее мать — как видно, дородная купчиха, разодетая в шелк,— пытается удержать дочку, ухватившись за край ее развевающейся юбки.

Задержавшись на этих двух центральных фигурах картины, ваш взор затем невольно обращается в сторону, противоположную движению девушки,— к яркому просвету входной двери справа. В четком обрамлении двери вы видите темный силуэт фигуры подбоченившегося и прихорашивающегося офицера, чье появление и вызвало, по всем признакам, переполох в доме.

Изображенная художником сцена становится понятнее, когда ваш взор с какойто закономерностью начинает следовать в обратном направлении и встречает на своем пути фигуру женщины, указывающей на пришедшего гостя бородатому купчине- очевидно, отцу девушки,— поспешно застегивающему на ходу свой кафтан.

Тут же ваше внимание привлекают остальные фигуры и детали, дорисовывающие всю сцену: вы видите прислугу, накрывающую на стол, суетящегося сидельца из лавки, держащего в руке бутылки вина, высунувшуюся из другой двери слева всполошившуюся старуху-кухарку и, наконец, присевшую на переднем плане умывающуюся кошку (примета, сулящая гостя).

Вы убеждаетесь, что перед вами сцена сватовства купеческой дочки, что и подтверждается подписью под картиной, полное название которой гласит: „Сватовство майора, или Поправка обстоятельств женитьбой".

Тогда вы снова с еще большей заинтересованностью всматриваетесь в картину, и вас увлекает необычайная правдивость индивидуальных характеристик каждого действующего в ней лица, их движений, жестов и мимики, выражающих взаимоотношения всех участников сцены.

В этой картине, сначала вызывающей невольную улыбку своей занятностью, вы начинаете прозревать более глубокий смысл: художник показывает довольно распространенное и характерное для его эпохи явление, когда освящаемый церковью как великое таинство „законный" брак зачастую обращался в торговую сделку, совершаемую при посредстве незаменимых в этом деле свах. Вы видите, как потрепанный уже жизнью майор продает свое звание за приданое, а купеческая семья рада сбыть с рук заневестившуюся дочку и этой ценой породниться с дворянином.

Теперь вся сцена встает перед вами как живая, вы восхищаетесь ее выразительностью и задаете себе вопрос: как же художник достиг такой впечатляющей силы, какими средствами он овладел вашим вниманием и в сцене, изображающей всего только один бытовой момент, раскрыл так полно взаимоотношения людей разных социальных положений, разных индивидуальных характеров?

Таким образом, ваше восприятие картины постепенно переключается с вопроса- что в ней изображено на вопрос— как все это изображено. Теперь вы обращаете свое внимание на выразительность рисунка и живописность отдельных фигур, их лиц, одежды и обстановки, а также на удивительную слаженность всех элементов картины, убеждающую вас в невозможности что-либо в ней прибавить или убавить- так ясна и убедительна художественная форма, в которой выражен замысел художника.

Вы проникаетесь мыслью, что расположение фигур участников сцены и неодушевленных предметов в картине, их рисунок, цвет, освещение и прочее даны художником с таким расчетом, чтобы зритель видел в картине прежде всего то главное, существенное, в чем раскрывается ее содержание.

Именно для этой цели художник поместил фигуру девушки-невесты в центре, осветив ее на темном фоне стены комнаты, и противопоставил ей в правой части картины темный силуэт фигуры майора на светлом фоне соседней освещенной прихожей. С той же целью прочие действующие лица разыгравшейся сцены размещены в глубине комнаты, в соответственно меньшем масштабе и освещены менее контрастно.

Все это приводит к выводу, что в картине нет ничего случайного как в композиции сцены, так и в живописном ее выражении. Вы еще больше восхищаетесь мастерством художника, заинтересовываетесь его биографией и историей создания этой картины.

Павел Андреевич Федотов: "Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза. Мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать."

Павел Андреевич Федотов (1815 — 1852) служил офицером в одном из петербургских гвардейских полков и занимался рисованием и живописью как любитель-самоучка. Его первые опыты в области изобразительного искусства были совершенно самостоятельны и ограничивались зарисовками и робкими попытками исполнения небольших картинок из военного быта. Лишь позднее, урывками, между обязанностями строевой службы, Федотов начал посещать рисовальные классы Академии художеств.

Замеченный знаменитым Брюлловым и поддержанный им в стремлении посвятить свою жизнь искусству, Федотов после долгих сомнений в своих силах лишь через десять лет службы в полку вышел наконец в отставку в возрасте 29 лет.

Трудны были первые шаги, но Федотов никогда не забывал обращенные к нему слова Брюллова, когда последний познакомился с первыми опытами пришедшего к нему любителя-офицера: „Вам двадцать пять лет,— говорил Федотову Брюллов,— теперь трудно уже приобретать механизм, технику искусства, а без нее что же вы сделаете, будь у вас бездна воображения и таланта... Но попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянный труд".

И Федотов трудился дни и даже ночи, не оставляя карандаша и кисти. Теперь он учился не только и не столько в рисовальных классах Академии и в картинных галереях Эрмитажа, которые Федотов любил посещать и изучать, сколько у самой жизни, у натуры. Он ежедневно делал наброски и более длительные зарисовки на улицах и рынках Петербурга, на окраинах города, в трактирах, в знакомых и даже незнакомых домах, на берегах Невы.

Федотов говорил, что его труда в мастерской немного: только десятая доля. Главная его работа на улицах и в чужих домах. „Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза; мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать".

Первый успех пришел к Федотову только через четыре года после отставки, когда на академической выставке 1847 года появились его картины „Утро чиновника, получившего первый крестик" и „Разборчивая невеста":


П.Федотов. Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846.


П.Федотов. Разборчивая невеста. 1847.

Уже эти ранние произведения знаменовали решительный отход Федотова от избитых дорог академического искусства эпохи николаевской реакции и показали, что он ищет свой особый, новый путь отображения в живописи не далеких от жизни и чуждых народу мифологических тем, а сцен из окружающего его реального быта. Это было ново и интересно!

Воодушевленный успехом, Федотов с еще большим творческим жаром приступил к следующей задуманной им картине — „Сватовство майора", в которой художнику хотелось в зримой форме рассказать об „унизительности положения праздного человека, ищущего поправки обстоятельств посредством нелепого брака".

Для этой картины Федотов с присущей ему энергией и настойчивостью выискивал натуру всюду, где мог: высматривал в купеческих домах их колоритных обитателей, а также обстановку; в трактирах зарисовывал сидельцев (то есть подавальщиков) и даже разыскал и запечатлел люстру, которую затем включил в картину.

Таким образом, не только основные действующие лица, но и второстепенные персонажи и все детали сцены и ее обстановки — все это взято художником из жизни, зарисовано или написано предварительно с натуры или со специально изготовленных самим Федотовым макетов интерьеров и затем творчески переработано при включении подготовительного материала в картину.

„Сватовство майора" принесло Федотову славу и звание академика, единогласно присужденное советом Академии художеств этому бывшему самоучке-любителю, не прошедшему уставного академического курса.

Вы на сайте- paintmaster.ru



  • Вводная беседа о изображении человека
  • Наброски головы и фигуры человека
  • Наброски фигур людей

  • РИСУНОК ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Предварительное задание по рисунку головы
  • Выбор и постановка натуры, компоновка рисунка и этюда
  • Строение головы
  • Последовательность работы над рисунком головы
  • 1.Рисунок головы в одном положении, с разных сторон

    2.Многосеансный тональный рисунок головы человека

    3.Многосеансный тональный рисунок головы при рассенном освещении

    4.Тональные рисунки головы разных людей в разных положениях

    5.Два рисунка головы разных людей при различном освещении

    6.Рисунок головы человека кистью в одном цвете



    ЖИВОПИСЬ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Предварительное задание. О живописном этюде головы.
  • 1.Два-три непродолжительных этюда головы

    2.Этюд головы человека при мягком освещении

    3.Этюд головы человека при контрастном освещении

    4.Два многосеансных этюда головы разных людей

    5.Многосеансный этюд головы человека с предварительным этюдом в цвете



    РИСУНОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Строение фигуры человека
  • Выбор модели и постановка натуры
  • Компоновка рисунка и этюда
  • 1.Наблюдение фигуры человека в разных положениях (сидящего, стоящего, в несложных движениях)

    2.Непродолжительные рисунки фигуры стоящего человека в разных положениях

    3.Непродолжительные рисунки фигуры стоящего человека с разных сторон

    4.Тональные рисунки фигуры стоящего и сидящего человека

    5.Тональные рисунки сидящего человека в различных положениях

    6.Тональные рисунки обнаженной фигуры

    7.Рисунки фигур людей разного возраста

    8.Многосеансный тональный рисунок фигуры человека с частью интерьера



    ЖИВОПИСЬ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Живопись фигуры человека
  • 1.Непродолжительные этюды фигур разных людей

    2.Два этюда фигуры человека при различном освещении

    3.Два этюда фигур разных людей

    4.Этюд полуфигуры человека в несложном действии, с натюрмортом

    5.Этюд фигуры человека с частью интерьера

    6.Четыре- пять этюдов фигур людей на открытом воздухе

    7.Многосеансный этюд фигуры на открытом воздухе

    8.Этюд обнаженной фигуры человека



    ПОРТРЕТ
  • Портрет

  • СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
  • П.Федотов и его картины
  • Понятие композиции. Тематическая картина, ее жанры и основные компоненты.
  • 1.Беседа о сюжетной композиции

    2.Сюжет и его разработка

    3.Композиционный центр

    4.Группировка действующих лиц и предметов обстановки. Развертывание действия сюжета

    5.Масштаб соотношения частей композиции

    6.Цвет и освещение как элементы композиции

    7.Ритм и его значение в композиции

    8.Формат и размер композиции

    9.Выбор точки зрения

    10.Эскиз сюжетной композиции

    1.Исполнение набросков и зарисовок фигур разных людей в домашних и производственных занятиях

    2.Исполнение набросков несложных сцен с участием в них двух фигур

    3.Исполнение на основе предварительных натурных набросков двух рисунков сцен, более сложных

    4.Эскиз трех- четырехфигурной композиции

    5.Эскиз двух- четырехфигурной композиции

    6.Живописное решение композиции

    7.Одноцветный эскиз трех- пятифигурной композиции

    8.Эскиз композиции сюжетной картины на свободную тему

  • Беседа о художественном образе
  • Замысел картины и разработка сюжета
  • Практические советы
  • Заключительная беседа

  • ПЛАКАТ
  • Плакат. Вводная беседа.
  • 1.Эскиз несложного орнаментально- текстового плаката

    2.Эскиз изобразительно- текстового плаката

    3.Эскиз плаката с изображением людей



    ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
    1. Череп в разобранном виде
    2. Череп спереди
    3. Череп сзади
    4. Череп в различных положениях
    5. Мускулы головы и шеи спереди
    6. Мускулы головы и шеи сзади
    7. Мускулатура. Рисунок Рубенса
    8-9. Античная скульптура "Умирающий галл", и положение скелета фигуры "Умирающего галла"
    10. Скелет человека спереди
    11. Скелет человека сзади
    12. Скелет человека сбоку
    13. Положение скелета фигуры сидящего натурщика
    14. Положение скелета бросающего копье
    15. Схемы, показывающие расположение отдельных частей скелета при различных движениях
    16. Мускулатура тела спереди
    17. Мускулатура тела сзади