Винсент Ван Гог


Как научиться рисовать Винсент Виллем Ван Гог- (см. данные в Википедии, портрет Ван Гога: Тулуз-Лотрек, 1887г.) В мировом искусстве есть художники, многое давшие последующим поколениям, и, все же, Винсента Виллема Ван Гога даже в чинном ряду классиков следует принимать по особому счету. Выставки его всегда полны посетителей, как любопытствующих, желающих найти ответы на волнующие вопросы, приобщающихся к культурной жизни, так и серьезных ценителей, хотя при жизни творца общество не сумело понять и не приняло сверкающих, источающих свет произведений.

У Ван Гога небыло прямых продолжателей, как принято говорить, школы, но его влияние на последующие поколения художников всего XX века оказалось огромно, его творчество породило массу поклонников. Количество подделок, наполнявший художественный рынок, вторило росту посмертной известности и популярности художника. Выставки начала века, издание переписки в 1905 году, монографии, хлынувшие в 1910-х годах, настоящий бум популярности в двадцатые- тридцатые годы, когда выходят беллетристические произведения, фильмы о Винсенте Ван Гоге.

Винсент Виллем Ван Гог предугадал некий закон образного восприятия, ставший нынче почти непреложным. Недаром говорят о "вечно человеческих качествах его могучих чувств, взывающих к нашему времени как крик проносящейся птицы".

Ван Гог был реалистом по сути, он ничего не выдумывал специально, не доверялся излишнему полету фантазии, его темы взяты из окружающей жизни- пейзажи, проникновенные образы простых людей, любовное запечатление их быта. Его волновали сюжеты в чем- то архаичные, особенно если задуматься над тем, что это было время начала научно- технической революции. Он обладал удивительным умением через минимальное поведать окружающим максимум сведений и впечатлений, дать богатство ассоциаций, указать на постоянную изменчивость окружающего мира, мог обнаружить всеобщую взаимозависимость, трудно объяснимые связи между невидимой сутью вещей и природой. Произведениям Ван Гога свойственна притчевость, философичность. Например, что может быть привлекательного в старом стволе дерева? Все пространство почти заслоняет монументальный комель ствола, вцепившийся, вросший в землю, с потрескавшейся корой, лишенный блеска и очарования молодости. Суровые следы прожитого, борьбы за существование на фоне спокойной линии горизонта с зеленой растительностью и мирными деревенскими постройками- залогом новых дарованных судьбою дней- с еще большей силой подчеркивают настораживающий драматизм бытия.

Или знаменитая "Спальня Винсента в Арле", названная также "Желтая комната". С подробностями повседневной обстановки и каким- то особенно уютным молчанием, как- бы предлагающим отдохновение среди привычных предметов обихода и мебели, пронизанных теплом человеческого чувства.

В портрете "Надзиратель лечебницы Сен- Поль" сморщенное яблоко- лицо, пронизывающий, цепкий взгляд. Образ настолько выразителен, что не обращаешь внимания на немасштабность черт лица, некотурую их сдвинутость. Во взгляде надзирателя больницы сотни потрясений, способных сломить, потрясений, выковавших человека твердого нрава.

Винсент Ван Гог

Такая безжалостная, в чем- то жестокая, но спокойная и уверенная послендовательность в достижении цели неминуемо должна была послужить образцовым примером. Винсент Ван Гог стал символом нравственной стойкости, самоотверженного противостояния враждебным выпадам и агрессивным нападкам со всех сторон, не говоря уже о ситуации одиночества, отсутствия успеха, сомнений в себе.

Художники стали первыми настоящими ценителями творчества Ван Гога. Он сам обменивался картинами с Гогеном и Бернаром. Причем это носило характер полемики- послания. Например, на картину со стволом дерева откликается Гоген, а затем вновь подобный мотив пишет Ван Гог. Понимая ценность творений голландца, многие мастера старались заполучить его работы. Единственная картина, проданная при жизни Ван Гога, "Красные виноградники в Арле", приобретена именно художницей- Анной Бош. Живопись Винсента Ван Гога можно увидеть у Писсаро, Родена, Явленского, Моля, графику- у Матисса.

Между тем не волевой склад натуры и не притчевость образного замысла произведений влекли к творческому наследию мастера последующие поколения живописцев. В условное изобразительное пространство холстов Ван Гога было заключено нечто иное, куда более важное, без чего, в сущности, не могло состояться ни одно сколько- нибудь значительное творение искусства XX века. В неистовом духовном темпераменте художника был заключен дар созидания, позволяющий не просто отстраненно воспринимать окружающую картину бытия, а как бы реально творить ее в своем сознании заново. Невзрачный, подчас отталкивающий своей неэстетичностью мотив или предмет, как. например, стоптанные, искореженные ботинки, неузнаваемо преображаются на плоскости холста. Кажется изображение воссоздано на рукотворно, кистью, но по внематериальному мановению сокровенного эмоционального движения. Именно пронзительное "психологическое" состояние натуры, словно пребывающей в интимном пространстве души художника, обрело исключительную важность для мастеров новейшего времени. Их неотступно влекла проблема образного психологихма его искусства, интриговал индивидуальный метод познания им действительности, выраженный в чисто ван- гоговской "одушевленности". "Дышать, чувствовать, двигаться могут куст, дерево, дорога, космос- у Ван Гога страдают даже камни. Вот почему малое и великое зачастую взяты у него в одинаково огромном художественном масштабе. Самой же существенной стороной этого метода было то, что мерилом всего, началом начал неизменно оставался человек",- подметил Анри Перрюшо.

А цвет! Цвет полотен Ван Гога, тот самый, способный целиком завладеть вашим сознанием, произвести душевную смятенность, осуществиться в человеке катарсисом. В его власти смять, сломить чувство или, напротив, выпрямить, вознести, направить поток мыслей в сферу радости и ликования, потрясая ее до последних пределов лирического. Нечеловеческое напряжение воли отозвалось чудом- художнику открылась великая тайна красочной палитры мира. Живое взаимодействие, жар горения или холод остывания сгустков цвета воспринимаются не просто ночным небом или полем ржи, кипарисом или цветущим садом, деревенской повозкой или диском солнца, но скорее ценностной основой сущего, непреходящей божественной идеей огромной бесконечности Вселенной.

Вот где еще один источник творческой энергии, поле воздействия, охватившее широкую зону художественных пристрастий текущего века. Небывалая содержательная емкость тональных контрастов, действенная импульсивность красочного мазка, неудержимый напор образа предрекли разрушение преград, заставили глубоко переосмыслить живописную традицию. В творческих воззрениях свершился очищающий переворот. Со всей очевидностью перед вопрошающими умами молодежи предстал еще неведомый эстетический идеал. Философский лиризм ван- гоговской цветометафоры наконец подвел мастеров новейшего времени к пониманию знаковой направленности драгоценного колорита памятников средневекового искусства- великолепных витражей и мозаик. Именно идея цвета как высокого пластического символа движения человеческой мысли теперь воспринималась чуть ли не сверхзадачей живописного творчества.

Ван Гог

Какие только мастера и направления визуальных искусств XX века не были втянуты в сферу вангоговского наследия, не восполнили от него изъяны собственных профессиональных утрат. Это и объединение немецких экспрессионистов "Мост", и "Синий всадник"- зачинатль лексики отвлеченной абстракции, и французские фовисты, а вслед за ними и сюрреалисты Миро, Эрнст, или такие приверженцы раскованных, свободных колористических штудий, представители парижской школы живописи, как Вламинк, Сутин, Кислинг, Руо.

Открытая Ван Гогом новая образная выразительность помогла уйти от поверхностного отображения сиюминутных событий и вложить в линию и цвет высокую реальность откровений разумного начала. "Идейной плотью" элементов изобразительной формы отныне был утвержден исключительно гуманистический пафос.

Влияние Ван Гога сказалось и в буквальных повторениях излюбленных сюжетов с согбенными спинами работающих на полях крестьян, убирающих урожай, домами с высокими крышами, имитации манеры письма с дробным мазком, применением системы дополнительного цвета.

К нему обращаются все новые поколения творцов и находят в нем опору, источник вдохновения, точку отсчета. Разные эстетические эпохи по- разному понимают Ван Гога, имеют свой оригинальный взгляд на его картины, каждой он актуален по- особому. Его творчество всегда остается жизненно необходимым.

Творческое наследие художника и его влияние на искусство XX века стало темой глубокого всестороннего исследования, проведенного музеем Фолькванг в западно- германском городе Эссен. Выставка "Ван Гог и ранний модернизм 1890-1914" стала действительно знаменательным событием.

В Германии отношение к художнику не было однозначным. Восхищение и интерес экспрессионистов сменились шовинистическими спекуляциями, шквалом возмущения и негодования общества в связи с приобретением Художественной галереей Бремена в конце 1910-х годов картины "Маки в поле", как тогда акцентировалось, художника французской школы. Объективный взгляд утвердился лишь значительно позже, после второй мировой войны.

Выставка- прекрасный предлог, чтобы показать хорошую живопись и графику, собрать вместе редкости, извлеченные из многих частных коллекций и музеев небольших городов, из- за рубежа. При этом устроители выставки сосредоточились на экспонировании только тех произведений Ван Гога, которые вошли в орбиту внимания художественных кругов в указанный период.

Наглядное сопоставление на экспозиции Ван Гога с произведениями его приверженцев воочию продемонстрировало всю широту влияния художника на искусство мастеров, следовавших за ним.

Голландский живописец Ян Тоороп заимствовал у соотечественника остроту ломкой линии пронзительную чеканность силуэта, жестко очерченного черным штрихом. В основу повествовательной канвы его произведений он зачастую непосредственно брал целые сюжеты или отдельные мотивы, изначально разработанные Ван Гогом. Тооропа вдохновлял подлинный демократизм ван- гоговского мировосприятия.

Французские фовисты, Матисс, Дерен, Вламинк, Ван Донген, Дюфи, Брак, были буквально зачарованы силой энергии, исходящей от интенсивных, глубоких по тону красок первозданной чистоты. Накал контрастов плотных цветовых заливок его полотен, стихийный порыв ошеломляющей динамики пунктира мазков увлекали их чувства, раскрепощали воображение.

Пикассо потрясла в нем самозабвенность страсти, предельность человеческого страдания, вобравшего все происходящее на земле.

Крупнейшему австрийскому художнику Густаву Климту и наряду с ним живописцам "Синего всадника"- Кандинскому, Марку, Явленскому, Клее оказались близки иносказательность обобщающего символизма и плоскостная декоративность цветовой полифонии Ван Гога.

И, наконец, немецких экспрессионистов Кирхнера, Нольде, Хеккеля, Пехштейна, прямых продолжателей художественной программы голландского мастера, захватили боль и страдания, воплощенные в его полотнах, моральное мученичество изгоя, человека, оставленного один на один с внешней, враждебной ему средой.

Кроме того, выставка показала истинную образованность художника, настоящий масштаб его духовных интересов. Он знал несколько языков, самостоятельно переводил Библию, обладал прекрасной зрительной памятью. Винсент Ван Гог досконально ориентировался в событиях мира искусства- представлял себе культуру импрессионизма, символистов, японскую гравюру. Много и увлеченно читал великих французских романистов XIX века. Короче, был воспитан в соответствии с уровнем знаний своего времени.

Материал: авторы статьи А. Шумов, Н. Махов, журнал "Юный художник" выпуск январь 1991г.

Сайт о том, как научиться рисовать



  • Книга по Рисунку и Живописи. Самоучитель




  • Пособие по акварельной живописи

  •