Предисловие


Изучение культурного наследия прошлых веков является актуальным вопросом сегодня, ведь Владимир Ильич Ленин говорил: «Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру - без такого понимания нам этой задачи не решить.(1*)»

Важным средством развития культуры является письмо, которое издавна служило человечеству как средство общения. Читатель может быть современником того, кто пишет, но он может жить и через тысячу лет после него. До изобретения радио, звукозаписи и телевидения только письменность позволяла передавать произведения человеческой мысли на расстояние и хранить их в течение столетий. Письменность донесла до нас сведения о жизни Древнего Египта, шумеров и хеттов, аборигенов американского континента и тому подобное.

Проследить этапы развития письменности от первых рисунков письмен современной книги является задачей чрезвычайно увлекательной. Ведь история письма как наука является одной из самых деликатных частей истории культуры.

Как известно, появление и развитие письма у разных народов мира связаны с историей развития народа, является создателем и носителем определенного языка. Письмо можно изучать и рассматривать не только в этом, но и во многих других планах. "Среди всех возможных мы направили свое внимание на один из ключевых аспектов, без которого не может обойтись любое исследование в области письма, а именно на изучение графических образов, через которые читатель воспринимает смысл написанного. Цель пособия - проследить генезис письма от первоначальных его форм к присущим письменности нашего времени. Во взглядах ученых наблюдается много разногласий по генезису шрифтовых форм (наглядным примером этого является дискуссия о происхождении кириллицы и глаголицы). Учитывая сложность вопроса, расхождения в оценках материалов, освещающих историю письма, является вполне закономерным явлением.

Тема книги достаточно широкая, поэтому прежде всего надо определить границы и полноту освещения вопросов. Чтобы читателю легче было понять пути решения проблемы, автор подает комментарий относительно содержания труда и приводит мотивы, по которым он выходил, выбирая именно такую архитектонику книги.

Если в первой части рассмотрены все основные системы неалфавитных форм письма, то во второй, посвященной анализу алфавитных систем, автор считал целесообразным рассмотреть те формы письма, возникшие на почве древнегреческого и связанные с развитием европейской цивилизации. Происхождение его, как известно, связывают с именем мифического героя финикийца Кадма, который якобы перенес из Финикии в Грецию 16 букв, которые впоследствии, после добавления к ним восьми ионических знаков, стали исходным источником развития двух видов письма - западногреческого и восточногреческого (с которого происходит наше кириллическое - славянское письмо).

На Западе многочисленные ростки дало латинское письмо. В книге рассмотрены первоисточники и пути развития латинского письма. Освещаются разновидности и модификации его, приведены образцы современных латинских печатных шрифтов. Особое внимание уделено вопросам происхождения видов славянского письма. Рассмотрены вероятность существования докирилличного славянского письма. Описаны памятки глаголического и кириллического письма у болгар и восточных славян.

Изобретение книгопечатания воззвало к жизни славянские печатные шрифты в виде глаголицы и кириллицы. В книге рассмотрены особенности первых славянских печатных шрифтов.

Этапом в развитии славянских шрифтов было введение в России гражданского петровского шрифта. Из него позже в течение XVIII-XIXвв. развились типичные формы печатных шрифтов, которые выдержали испытание временем.

Великая Октябрьская социалистическая революция стала рубежом в деле подъема культуры шрифта. Советские художники создали новые гарнитуры печатных шрифтов. Современная техническая база отечественной промышленности обеспечивает весь комплекс задач проектирования и изготовления широкого ассортимента шрифтовой продукции.

Рассмотрение генезиса форм письма приобретает практическое значение, он помогает специалистам лучше оценить историческое наследие в области письма с тем, чтобы они сознательно перевоплощали и использовали ее в оформлении советской книги и разработке новых образцов шрифтов.

Пользуясь случаем, автор благодарит за помощь и ценные советы работников Центральной научной библиотеки АН УССР, Научной библиотеки Львовского университета им. Ивана Франко, Государственного музея украинского искусства, отдела новых шрифтов Всесоюзного НИИ оборудования для печатных изданий, картонной и бумажной тары, Киевской филиал Всесоюзного НИИ комплексных проблем полиграфии, Государственного музея истории книги и книгопечатания Украинская ССР, Украинского полиграфического института им. Ивана Федорова, Киевского государственного художественного института, которые способствовали подтбору материала.

(1*)Л е н и н В.И. Полное собрание сочинений, т. 41, с. 290.

Мой сайт- как научиться рисовать