Как нарисовать архитектурный пейзаж


Архитектура и пейзаж, что это такое, взятое отдельно и во взаимоотношениях? Когда изображаем город, то в большинстве случаев главное, естественно- архитектура. И определение подходящее есть- "архитектурный пейзаж". А если природу со строением, то здесь главное- пейзаж. Название само просится- "пейзаж с архитектурой". Но это две крайние точки. Между ними не счесть промежуточных, когда, художнику самому приходится "наводить порядок", решать, что главнее. Остановимся на архитектурном пейзаже. Всякому понятно, как тема он возникает вместе с образованием городов. примерно до XV века пейзаж вообще в европейской живописи изображался как фон в картине. Но как интересно он решался. Чего только на нем не рисовали. И города вдали, и замки рыцарей на утесах, и скалы, и морские заливы, и рощи. Только в XV веке в Италии, родине Возрождения, возникает именно городской пейзаж. Рост и развитие городов с их парками, бассейнами, фонтанами, лестницами, набережными, мостами, экзотическими архитектурными ансамблями пробудили интерес живописцев к этой теме. Надо заметить, в золотой век искусства художник объединял в себе живописца, рисовальщика, скульптора и архитектора. И не только Микеланджело или Леонардо, а почти каждый.

Они создавали архитектурные проекты. Появились, как вид искусства, рисунки, близкие к чертежам, с тщательной светотеневой проработкой объемов и скурпулезной выделкой деталей, свободные архитектурные эскизы и фантазии.

Неизвестно, что шло вперед в этом благородном соревновании- стротиельство или рисование. Наверное, прекрасные городсике ансамбли и возникли только потому, что были прекрасные художники. Нельзя не обратить внимания на еще один важнейший этап в развитии познавательной способности. Архитектурный рисунок вытолкнул на поверхность новую, до того неизвестную науку- преспективу. Без перспективы, особенно в архитектурных проектах, да и вообще в реалистических изображениях- ни шагу.

Как- же практически перейти к архитектуре в пейзаже? Главное- не суетиться, а спокойно и целенаправленно трудиться. Поначалу следует просто походить вокруг да около здания и вовнутрь заглянуть. Вдыхая запах, трогая стены, ощущая их шероховатость, ждать, когда проснется понимание натуры.

В другой раз сделать наброски. Вначале обобщенные, но композиционные. На листе альбома в заранее определенном формате (композиция вообще начинается с выбора формата: удлиненного вертикального, горизонтально или квадратного) размещается рисунок. Следуем основному правилу- чего сколько взять. Вот сколько неба, сколько- то воды, земли, архитектуры, зелени деревьев... Однако композиция- не только соотношение пятен. Не меньшее значение имеет распределение темного и светлого, броских цветовых ударов, ритм контуров и линий.

Потом порисуйте детальнее, что- бы изображение стало внутренне наполненным. Хотя в окончательном живописном этюде подробности, мелочи могут и уйти, надо уметь жертвовать второстепенным во имя целого. Как в шахматах для выигрыша.

Идете на этюды, смотрите вперед, отмечая череду новых сочетаний предметов и пятен. Нет- нет, да и назад оглянешься. Опять здорово и неожиданно. Делаем набросок, овладевая пространством и материалом. Такие предварительные зарисовки встречаются почти у всех больших мастеров. Некоторые, зная, что в это место больше не вернутся (в путешествии, например), делают записи о красках натуры, пометки прямо на рисунке. Какого цвета стены домов, земли, неба. Вот темно- красное, а рядом розовое, дальше зеленовато- коричневое. Кому сколько подсказок надо, что- бы потом с наброска можно было написать этюд по- памяти. Прекрасная тренировка.

Архитектурный пейзаж. А зачем пейзажисту уметь верно рисовать? Вроде- бы не к чему. Дерево- человек, что- ли? Не все- ли равно, сучок выше или ниже, больше или меньше? Мнение, мягко выражаясь, ошибочное. Сучок не на месте- дерево не то, форма приблизительная- отношения с окружением вялые, и впечатление от произведения вполсилы. Старайтесь рисовать поточнее.

Принесли рисунок домой, разобрали, рассмотрели, обдумали. Время пришло, погода подсказывает- пора. Берем этюдник, идем писать. Выбрались за околицу. Поля, церквушки, к примеру, на горизонте, перелески. Пейзаж с архитектурой. Главный герой- пейзаж. Постройка только пример обжитости. Архитектура смотрится просто пятнышком, знаком человека, драгоценным камнем в оправе природы.

Ближе подходим к зданию. Оно постепенно увеличивается (по законам перспективы). Занимает большее место в поле зрения. Чем больше, тем детальнее можно его разглядеть. Наконец наступает момент, когда приходится решать, что главнее? Пейзаж или церковь, потому- что таковым может быть и то и другое. Все зависит от чувства и ощущения автора. Если берем много неба, так что по площади оно подчиняет пятно здания, или оставляем широкие поля по краям, вписываем значительный кусок переднего плана, опять главным окажется пейзаж, а архитектура дополнением- вот архитектура в пейзаже.

Подойдем еще ближе к зданию. Чуть не уперлись в стену. Видим кусочек неба, краешек земли впереди и крупно церковь (к примеру). О главном спора нет, архитектура доминирует, господствует, преобладает.

Ну а если еще ближе подобраться? А зачем? Что- бы рассмотреть какую- либо деталь, резное окошко, изразцы стен, вязь каменного орнамента. А где- же пейзаж? Да вокруг. Небо по- прежнему определяет общее состояние природы в любое время суток и погоды. Земля, отбрасывая рефлексы, также принимает участие в игре. Окружение- деревья, вода, все, что за спиной, по бокам- делает фрагмент пейзажным. И это должно быть учтено и выражено "глазастым" живописцем.



Задания на изучение архитектурных деталей. Первый эскиз- удачно выбранная точка зрения на монастырь делает композицию монументальной. Слепящие белизной освещенные части зданий создают ощущение праздничности. Россыпь темно- зеленых куполов вносит ритмическое начало. Эмоциональность этюда не мешает внимательному разбору и грамотному воплощению (по законам перспективы) главных объемов архитектуры. Второй этюд- типично фрагментное решение. Налицо вдумчивый анализ сложной конструкции крепостной башни.

Архитектурный пейзаж

Впервые к передаче взаимодействия пространства, света и воздуха, объединяющей световоздушной среды, вплотную подошли голландские художники XVII века. Передача единства природы рождает цельность колорита, несет разнообразие оттенков общего тона. Приходится высказать несколько подходящих к случаю замечаний.

До начала XIX века не было принято писать с натуры на пленэре. Голландская школа, как и другие, была традиционной. Мастер обучал учеников тому, что перенял от своих учителей, что хорошо знал и умел. Делился секретами ремесла вплоть до рецептов: какие краски смешивать, что- бы получить нужный оттенок. Так появился на свет "классический" колорит. Почти монохромный, построенный на оттенках голубого и коричневого. Содержательность цвета, его эмоциональное наполнение достигалось переливами полутонов, тонкой нюансировкой валеров. Не последнюю роль играл и до мелочей разработанный метод деланья вещи. В частности, тонированный холст как заданная основа.

Голландия, родина пейзажного жанра, страна равнинная. Никаких гор, ущелий, лишь ветряные мельницы да небо. Оно- то и стало ведущим. Академический завет "без неба нет пейзажа" наверняка вызрел на голландской почве. Каждой части неба в картине стала соответствовать освещенностью и окрашенностью определенная площадка земли.

Небо пишите как пространство. Уложите этот объединяющий источник света, а земля сама выстроится. Небо для пейзажиста- мощнейшее средство выражения настроения. Со временем пейзаж становится местом действия фигурной композиции, "сценической площадкой", где разворачивается сюжет, разыгрываются события. Поэтому, прицеливаясь к мотиву или уже работая над ним, можно и нужно капельку пофантазировать- что тут могло- бы и происходить. Даже если никакого действия в этюде и не окажется, все равно это обогатит его. Появится второй, невидимый явно слой содержания.



Архитектурный пейзаж. Этюд на передачу в натуре состояния, настроения. В сюжете с мостиком, построенном на контрасте прозрачного городского пейзажа и темной, тяжелой воды, чувствуется некоторая напряженность, драматичность.



Этюд на передачу в натуре состояния, настроения. Широко написанный этюд с озером удачно передает вечернее состояние. Насыщенная светом, воздухом, сильно освещенная архитектура смотрится главным организующим пятном.