Композиция для художника


Как научиться рисовать Композиция для художника - основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Кроме того, с ее помощью нравственно- художественные взгляды автора получают гармоническое воплощение. У композиции свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики. Этот вопрос очень обширен, поэтому ограничимся обсуждением лишь малой его части.

Речь идет о сюжетной композиции для художника, об отдельных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины. Остановимся на взаимоотношении двух понятий- сюжет и содержание. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изобразил мастер в своем произведении. Сюжет, образно говоря, находится на поверхности айсберга, а содержание- его глубинная часть. Один и тот- же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по- разному, то- есть, создают свою версию содержания. Безусловно, право выбора остается за художником, который средствами живописной композиции раскрывает перед зрителем всю многогранность содержания.

Возьмем для примера шедевр Тициана "Динарий кесаря" и внимательно вглядимся в него. Картина удивительно лаконична, лишена даже намека на эффектность. Мягкий поворот головы, жест руки Христа человечны и просты, задумчивое, почти кроткое лицо притягивает своей сложной духовной жизнью.

В образе фарисея, наоборот, подчеркнут грубый, приземленный характер- его профиль резок, лицо морщинисто.

Тема встречи двух столь чуждых друг другу миров, мира возвышенных идеалов и реальной действительности, завершает контраст прекрасной руки Христа, которая никогда не коснется монеты, и сильной руки фарисея, сжавшей круглый кусочек золота.

Через некоторое время обманчивость первого впечатления сменяется прозрением, нашим глазам открывается глубокая драматичность момента. Изумление собственным открытием подводит к закономерному вопросу: "Каким- же путем ходожники достигают подобного чуда?"

Создание произведения проходит целый ряд формальных поисков на стадии эскизов. Существенное значение имеет выбор размера, который определяет дальнейший путь и объем работы. Данный момент очень важен, так как здесь следует тонко почувствовать взаимосвязь содержания, строя, силы и тональности звучания композиции.

Как монументальны и грандиозны полотна "Медный змий" Федора Бруни, "Христос и грешница" Василия Поленова, вызывающие у зрителя гамму чувств, мыслей, духовных переживаний, философских толкований. Иным примером могут послужить "Завтрак" Метсю, "Военный и служанка" Питера де Хоха. Небольшие размеры картин отвечают их бытовым сюжетам.

Композиция для художника

Как научиться рисоватьНаряду с выбором размера на стадии эскизов идет поиск характера формата произведения и с учетом особенностей зрения. Любая плоскость, огарниченная сильно вытянутым по горизонтали прямоугольником, рассматривается глазом, помимо нашей воли, слева направо и наоборот. при этом происходит эффект кажущегося удлинения рамки. Направляющими и формообразующими являются горизонтальные линии, такой формат "работает" на растяжение по этим направляющим. Смотрите картину "Понтийские болота" Александра Иванова с бесконечным, протянувшимся на многие мили пространством.

Рамка, вытянутая по вертикали, направляет движение глаз вверх- вниз- вверх. Отличным примером служит "Портрет Ермоловой" В. Серова, монументальный, величественный, возвышенный. По мнению И. Грабаря, "...перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма. Даже Трагедия". Портрет этот очень скромен по краскам. Одна черная вертикальная фигура на сером фоне стены и зеркала. Необыкновенный эффект достигнут тем, что здесь применены действительно необыкновенные средства воздействия композиции. Формальные приемы тесным образом связаны с содержанием.

Каждое время рождает свой, присущий только ему идеал красоты и гармонии, свое понимание мира и его образное изображение в двухмерном и трехмерном пространстве. Художники разных времен пользовались композиционными приемами, которые наилучшим образом воплощали эстетические вкусы эпохи. Конечно, говорить о каком- либо едином композиционном методе трудно, но найти общие черты можно. Для античности, Возрождения, классики, с их ярко выраженным чувством гармонии строгих и предельно выразительных линий, лаконичностью художественного языка, характерны чаще всего так называемые "геометрические построения", где смысловой, зрительный центр композиции, то- есть главный узел, состоящий из фигур и предметов, вкомпоновывается в геометрическую фигуру, треугольник, как наиболее распространенный, как правило, в центре картинного пространства. Композиции таких картин "строятся" как архитектурное сооружение, геометрически четко и ясно. Большая роль в таких произведениях играет создаваемая художником световоздушная среда. Контраст между плотно сгруппированным центром и легким фоном позволяет усилить главное, ощутить его весомость и значимость.

Средневековые живописцы строили произведения на основе пластики и ритма. Вспомните фрагмент фрески "Троица" Феофана Грека. Композиция фигур завязана в крепкий динамический узел. Все детали, ритмически подчиняясь главной, "большой форме", образуют гармонию целого.

Следует обратить внимание на перекличку композиционных приемов древнерусской живописи и народного орнамента в изделиях исконно русских промыслов, где пластическо- ритмический принцип является основой той завораживающей гармонии, которая так привлекает внимание зрителей. Будь- то хохломская роспись, городецкая или другая, из любого знаменитого центра, везде мы встретим "большую форму и соподчиненность ей деталей. В древнерусскй живописи и народном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность, плавность и спокойная текучесть линий.

Художники, зная или интуитивно чувствуя, как влияет направление главных линий картины на восприятие, использовали эту особенность. Деже простое обращение к схемам раскрывает различное эмоциональное состояние линий, очерчивающих основные части картины.

Если композиция формируется прямыми горизонтальными или слегка наклонными линиями, создается впечатление покоя либо размеренного, легкого движения. Сочетание- же резких вертикальных, угловатых или округлых линий придает композиционной схеме динамичность. Как правило, наше воображение пытается раскрыть секреты драматического воздействия таких произведений, что удается далеко не каждому. Эти приемы широко используются мастерами. Так называемые диагональные построения- помогают лучше ощутить скорость, натиск, движение.

Живописцы иногда пользуются условно называемым "круговым построением", которое помогает закомпоновать в определенном порядке большое число людей. Этот прием особенно хорош, когда художник желает привлечь внимание к каждому персонажу, когда многофигурная композиция, следуя замыслу автора, не превращается в изображение безликой толпы, а является сосредоточением индивидуальностей. Если на схеме поместим хаотично разбросанные точки, то глаз будет воспринимать их как общую массу, не задерживаясь на отдельной точке. Но стоит расположить точки по одной или более замкнутым кривым, как наш взгляд организуется. Замкнутая линия как- бы ведет глаз за собой, повторяя ее движение по нескольку раз, попутно останавливаясь неоднократно на одних и тех- же точках.

Не случайно П. Рубенс в картине "Тайная вечеря" размещает персонажи на основе замкнутых кривых. В композиции изображена не просто историческая или психологическая ситуация, а показаны групповые портреты, с остро индивидуальной характеристикой.

Композиция для художника

К наиболее распространенным композиционным приемам в живописи принадлежат ритмические построения. В таких работах все элементы произведения подчинены только ритму. Художник может задать четкий, жесткий ритм. В ней нет ни одной детали, которая- бы существовала вне стройной согласованности. В " Обороне Петрограда" автор решает более сложную смысловую задачу, строя композицию на контрасте ритмов. В нижней части картины- чеканный шаг неудержимого порыва ополченцев, в верхней- земедленный, "сбитый", теряющий стройность. С помощью этого приема мастер вышел на психологическую задачу, создал образную символическую картину.

Помимо упомянутых приемов и методов, есть еще очень много важных этапов и факторов. Только беглое перечисление показывает всю серьезность и сложность задачи, связанной с теорией композиции. Безусловно, вопросы о симметрии, колорите, световом пятне и другие требуют специального рассмотрения. Знакомясь с основами теории композиции, хочется напомнить, что в искусстве знания не цель, а главное- творчество, для которого нужны знания.

На этом сайте учатся рисовать, изучают акварельную живопись, постигают основы цветоведения. Если вам интересно посмотреть что и как все происходит, добро пожаловать на сайт для художников- как научиться рисовать.



  • Готтфрид Баммес "Образ человека"


  • Николай Ли "Основы учебного академического рисунка"



  • Книга по Рисунку и Живописи. Самоучитель




  • Пособие по акварельной живописи

  •