
- Как научиться рисовать
- Основы рисунка- часть 1
- Основы - часть 2
- Основы - часть 3
- Как нарисовать натюрморт
- Натюрморт- часть 2
- Как нарисовать голову человека
- Голова человека - часть 2
- Как нарисовать портрет
- Рисование от DayFun
- Как нарисовать...
- Законы цветоведения
- Основы живописи
- Как нарисовать аниме
- Основы графического дизайна
- Еще немного творчества
- Художественные краски
- Интерьерные краски
- Цвет в интерьере, идеи дизайна
- Ремонт кухни
- Ремонт квартиры
- Строительство дома
- Техника для дома
- Текстиль
Композиция для художника

Речь идет о сюжетной композиции для художника, об отдельных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины. Остановимся на взаимоотношении двух понятий- сюжет и содержание. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изобразил мастер в своем произведении. Сюжет, образно говоря, находится на поверхности айсберга, а содержание- его глубинная часть. Один и тот- же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по- разному, то- есть, создают свою версию содержания. Безусловно, право выбора остается за художником, который средствами живописной композиции раскрывает перед зрителем всю многогранность содержания.
Возьмем для примера шедевр Тициана "Динарий кесаря" и внимательно вглядимся в него. Картина удивительно лаконична, лишена даже намека на эффектность. Мягкий поворот головы, жест руки Христа человечны и просты, задумчивое, почти кроткое лицо притягивает своей сложной духовной жизнью.
В образе фарисея, наоборот, подчеркнут грубый, приземленный характер- его профиль резок, лицо морщинисто.
Тема встречи двух столь чуждых друг другу миров, мира возвышенных идеалов и реальной действительности, завершает контраст прекрасной руки Христа, которая никогда не коснется монеты, и сильной руки фарисея, сжавшей круглый кусочек золота.
Через некоторое время обманчивость первого впечатления сменяется прозрением, нашим глазам открывается глубокая драматичность момента. Изумление собственным открытием подводит к закономерному вопросу: "Каким- же путем ходожники достигают подобного чуда?"
Создание произведения проходит целый ряд формальных поисков на стадии эскизов. Существенное значение имеет выбор размера, который определяет дальнейший путь и объем работы. Данный момент очень важен, так как здесь следует тонко почувствовать взаимосвязь содержания, строя, силы и тональности звучания композиции.
Как монументальны и грандиозны полотна "Медный змий" Федора Бруни, "Христос и грешница" Василия Поленова, вызывающие у зрителя гамму чувств, мыслей, духовных переживаний, философских толкований. Иным примером могут послужить "Завтрак" Метсю, "Военный и служанка" Питера де Хоха. Небольшие размеры картин отвечают их бытовым сюжетам.
Композиция для художника

Рамка, вытянутая по вертикали, направляет движение глаз вверх- вниз- вверх. Отличным примером служит "Портрет Ермоловой" В. Серова, монументальный, величественный, возвышенный. По мнению И. Грабаря, "...перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма. Даже Трагедия". Портрет этот очень скромен по краскам. Одна черная вертикальная фигура на сером фоне стены и зеркала. Необыкновенный эффект достигнут тем, что здесь применены действительно необыкновенные средства воздействия композиции. Формальные приемы тесным образом связаны с содержанием.

Средневековые живописцы строили произведения на основе пластики и ритма. Вспомните фрагмент фрески "Троица" Феофана Грека. Композиция фигур завязана в крепкий динамический узел. Все детали, ритмически подчиняясь главной, "большой форме", образуют гармонию целого.
Следует обратить внимание на перекличку композиционных приемов древнерусской живописи и народного орнамента в изделиях исконно русских промыслов, где пластическо- ритмический принцип является основой той завораживающей гармонии, которая так привлекает внимание зрителей. Будь- то хохломская роспись, городецкая или другая, из любого знаменитого центра, везде мы встретим "большую форму и соподчиненность ей деталей. В древнерусскй живописи и народном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность, плавность и спокойная текучесть линий.
Художники, зная или интуитивно чувствуя, как влияет направление главных линий картины на восприятие, использовали эту особенность. Деже простое обращение к схемам раскрывает различное эмоциональное состояние линий, очерчивающих основные части картины.


Не случайно П. Рубенс в картине "Тайная вечеря" размещает персонажи на основе замкнутых кривых. В композиции изображена не просто историческая или психологическая ситуация, а показаны групповые портреты, с остро индивидуальной характеристикой.

Композиция для художника
К наиболее распространенным композиционным приемам в живописи принадлежат ритмические построения. В таких работах все элементы произведения подчинены только ритму. Художник может задать четкий, жесткий ритм. В ней нет ни одной детали, которая- бы существовала вне стройной согласованности. В " Обороне Петрограда" автор решает более сложную смысловую задачу, строя композицию на контрасте ритмов. В нижней части картины- чеканный шаг неудержимого порыва ополченцев, в верхней- земедленный, "сбитый", теряющий стройность. С помощью этого приема мастер вышел на психологическую задачу, создал образную символическую картину.Помимо упомянутых приемов и методов, есть еще очень много важных этапов и факторов. Только беглое перечисление показывает всю серьезность и сложность задачи, связанной с теорией композиции. Безусловно, вопросы о симметрии, колорите, световом пятне и другие требуют специального рассмотрения. Знакомясь с основами теории композиции, хочется напомнить, что в искусстве знания не цель, а главное- творчество, для которого нужны знания.
На этом сайте учатся рисовать, изучают акварельную живопись, постигают основы цветоведения. Если вам интересно посмотреть что и как все происходит, добро пожаловать на сайт для художников- как научиться рисовать.
- Линогравюра
- Литография
- О композиции
- Художник Энди Уорхол
- Винсент Виллем Ван Гог
- Пьер- Огюст Ренуар
- В.Перов "Учитель рисования"
- Хохломская роспись
- Упражнения по хохломской росписи- основы
- Гризайль
- Культура этрусков
- Скульптура для детей
- Арт- терапия
- Творчество для детей
- Как воспитывать девочку
- Как воспитывать мальчика
- Машинки для мальчиков
- Рисование ногами
- Подземное войско Китая
- Японские куклы
- Древнерусская книга
- Древнерусская Северная иконопись- особенности подхода к иконописанию, северные письма
- Огненное восхождение Ильи Пророка- икона начала XVIII века
- Явление Богоматери пономарю Юрышу- икона конца XVII века
- Преподобный Александр Ошевенский с монастырем- икона XVII век
- Святые князья Борис и Глеб у стен горящего Каргополя- икона начала XVIII века
- Царевич Димитрий Углический- икона середины XVIII века
- Иконография Богородицы
- Рождество Богородицы
- Введение во храм Марии
- Благовещение



