- Как научиться рисовать
- Основы рисунка- часть 1
- Основы - часть 2
- Основы - часть 3
- Как нарисовать натюрморт
- Натюрморт- часть 2
- Как нарисовать голову человека
- Голова человека - часть 2
- Как нарисовать портрет
- Рисование от DayFun
- Как нарисовать...
- Законы цветоведения
- Основы живописи
- Как нарисовать аниме
- Основы графического дизайна
- Еще немного творчества
- Художественные краски
- Интерьерные краски
- Цвет в интерьере, идеи дизайна
- Ремонт кухни
- Ремонт квартиры
- Строительство дома
- Техника для дома
- Текстиль
Хохломская роспись
Хохломская роспись - на левом берегу Волги, среди густых лесов, вокруг старинного села Хохлома возник этот удивительный промысел. Из поколения в поколение совершенствовалось доселе не виданное искусство здешней "огненной" росписи. В самом селе ею никто не занимался, зато на еженедельных торгах продавали целые горы расписной деревянной посуды. Отсюда и пошло название- "хохломская роспись" или просто "хохлома".
В расположенных вокруг деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи и других жили мастера- токари, резчики и художники. Небольшие наделы неплодородной к тому- же земли не оправдывали крестьянских надежд. Окончив сбор урожая, местные жители начинали усердно трудиться в своих мастерских- красильнях и токарнях. Работали целыми семьями, создавая вещи удивительной красоты. А получали за свой труд буквально гроши. Зато скупщики продавали на крупных ярмарках их товар втридорога.
Как возник промысел- никто не знает. Известно, однако, что густые заволжские леса издавна служили убежищем раскольникам, среди которых были искусные ремесленники- переписчики книг, резчики, иконописцы. Другое обстоятельство: земли вокруг Хохломы принадлежали Троице- Сергиеву монастырю, в мастерских которого, вероятно, работали и уроженцы здешних мест. Учились, перенимали опыт у подмосковных мастеров, умевших покрывать сусальным золотом и расписывать деревянную посуду. Иногда те поступали иначе- "обкладывали" изделие дешевой оловянной фольгой, а сверху промазывали слоем золотистой олифы. Был известен мастерам- иконописцам и такой прием: для создания "золотого" фона икону покрывали порошком серебра, а затем тоже олифили.
Эти- то приемы и положили заволжские мастера в основу своего производства. Правда, дороговизна сусального золота и серебряного порошка делали эти материалы недоступными. Не беда- хохломичи начали изготовлять серебристый порошок из олова. Но самой интересной их находкой стала закалка луженых изделий в печи, после чего посуда казалась золотой.
Липы и осины, древесина которых шла на их изготовление, в лесах Заволжья росло много. На быстрых лесных речках мастера ставили токарни, где, как и на мельницах, использовалась сила падающей воды. А уж ложки делали чуть- ли не в каждом доме.
Неокрашенные изделия- резные ковши и ложки, точеные бочата, поставки и чашки называли "бельем". После сушки его грунтовали жидкой очищенной глиной- вапой, как ее здесь называли. Затем полуфабрикат снова сушили, пропитывали сухую глину льняным маслом и втирали, вгоняли ее в поры дерева. После очередной сушки изделия покрывали несколькими слоями олифы, которую крестьяне изготовляли сами. Последний слой высушивали, как здесь опять- же говорили, до небольшого отлипа- когда олифа слегка прилипала к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап- лужение: порошок олова втирали в изделие, которое приобретало красивый бело- зеркальный блеск. Теперь, только теперь его расписывали и снова сушили. Затем покрывали несколькими слоями и лака (с промежуточной сушкой каждого слоя) и, наконец, закаливали в печи до образования масляно- лаковой пленки золотого цвета.
В основе хохломской росписи- богатейшие традиции. Скажем, большое влияние на ее развитие оказал "травный" орнамент, который часто встречается в росписях церквей, рисунках изразцов, белокаменной резьбе. Вот и на хохломских изделиях можно увидеть плавно вьющиеся стебли трав. Не менее важный источник здешнего орнамента- декоративное оформление церковных рукописей. Удивительно похожие элементы встречаются в заставках рукописных книг и в хохломской "кудрине". Сходной была даже цветовая гамма- сочетание ярко- красной киновари, черной сажи и золота. Несомненная и связь с мотивами домовой резьбы, у которой свои богатые традиции. Возможно, некоторое влияние на искусство заволжских мастеров оказали узоры восточнх тканей, шалей и ковров- все это в большом количестве продавалось на Макарьевской и потом Нижегородской ярмарках.
Хохломская роспись
Поначалу сложились два основных вида хохломской росписи- "верховое" письмо и "кудрина". Основу любой композиции составляют плавно изгибающиеся, как- бы вырастающие друг из друга ветви, которые сами художники называют "ведущей", или "корнем". Вокруг ведущей располагаются другие детали росписи, чередование которых подчиняется определенному ритму. В центре помещают крупный- главный элемент (например, гроздь рябины или цветок), вокруг- более мелкие- второстепенные (листья, травку, отдельные ягоды и цветы).При "верховом" письме рисунок выполняют на серебристом фоне, который после лачки и закалки становится золотым. Один из наиболее древних вариантов- "травка"- узор из крупных и мелких травинок, составляющих ведущую и все элементы. Орнаменты, в которые, помимо травки, мастера включают листья, ягоды и цветы, носят характерные названия "под листок" и "под ягодку". Оригинальная роспись "пряник" которую выполняют обычно внутри чашки или блюда. Это геометрическая фигура- чаще всего квадрат или ромб, украшенная травкой, ягодами, цветами.
"Кудрину" отличает стилизованное изображение листьев, цветов, замысловатых завитков. Незанятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко- красном или черном фоне. У возникшей позже росписи "под фон" с "кудриной" много общего. Сначала рисуется "ведущая" с листьями и цветами, а иногда и главными элементами. Затем точно так- же незанятое пространство записывается краской- чаще всего черной. И уже по закрашенному фону рисуют ягоды и цветы, украшая все элементы "травкой".
Хохломская роспись
Несмотря на довольно строгие правила хохломской росписи, у художника достаточно простора для фантазии. Изначально жившие среди красивейшей природы Заволжья, хохломские мастера учились у нее бесконечному разнообразию красок и форм, творчески перерабатывая которые перенесли в роспись. Тут и ягоды- малина, клубника, рябина, и фантастические птицы, и различные цветы. Своеобразная роспись "древко", при которой все элементы располагаются вокруг вертикального стебля. Сюжет этот, вызывающий в памяти знаменитое "древо жизни", еще одно наглядное доказательство кровного родства хохломской росписи с другими видами декоративно- прикладного искусства России.Используют мастера и упрощенные орнаменты. Скажем, "крап", который наносят штампиком, вырезанный из пластинок гриба- дождевика, или особым образом свернутым кусочком ткани. Разнообразные "витейки" обычно выполняют кистью. Этот узор в виде нешироких поясков, расположенных на внешней или внутренней поврехности чашек, шкатулок, поставцов, с боков основного рисунка.
Заволжская земля всегда была богата талантами. Но произведения свои русские мастера, как правило, не подписывали, оттого мы почти не знаем их имени. Постепенно из обыденных предметов домашнего обихода "хохлома" превратилась в украшающие наш быт сувениры, подчас отнюдь не дешевые. Зато многие из них- подлинные шедевры народного искусства.
Вы зашли на замечательный сайт для молодых художников. Мы здесь учимся рисовать, начинаем просто и учимся быстро- как научиться рисовать
- Линогравюра
- Литография
- О композиции
- Художник Энди Уорхол
- Винсент Виллем Ван Гог
- Пьер- Огюст Ренуар
- В.Перов "Учитель рисования"
- Хохломская роспись
- Упражнения по хохломской росписи- основы
- Гризайль
- Культура этрусков
- Скульптура для детей
- Арт- терапия
- Творчество для детей
- Как воспитывать девочку
- Как воспитывать мальчика
- Машинки для мальчиков
- Рисование ногами
- Подземное войско Китая
- Японские куклы
- Древнерусская книга
- Древнерусская Северная иконопись- особенности подхода к иконописанию, северные письма
- Огненное восхождение Ильи Пророка- икона начала XVIII века
- Явление Богоматери пономарю Юрышу- икона конца XVII века
- Преподобный Александр Ошевенский с монастырем- икона XVII век
- Святые князья Борис и Глеб у стен горящего Каргополя- икона начала XVIII века
- Царевич Димитрий Углический- икона середины XVIII века
- Иконография Богородицы
- Рождество Богородицы
- Введение во храм Марии
- Благовещение