
- Как научиться рисовать
- Основы рисунка- часть 1
- Основы - часть 2
- Основы - часть 3
- Как нарисовать натюрморт
- Натюрморт- часть 2
- Как нарисовать голову человека
- Голова человека - часть 2
- Как нарисовать портрет
- Рисование от DayFun
- Как нарисовать...
- Законы цветоведения
- Основы живописи
- Как нарисовать аниме
- Основы графического дизайна
- Еще немного творчества
- Художественные краски
- Интерьерные краски
- Цвет в интерьере, идеи дизайна
- Ремонт кухни
- Ремонт квартиры
- Строительство дома
- Техника для дома
- Текстиль
Линогравюра

В начале XVI века гравировальное искусство проникает в Россию. Материалом служит "луб"- липовая доска, на которой вырезали контур, отпечатывали его, а потом раскрашивали вручную. Эти картинки получили название лубка. К началу XX века многие художники стали выполнять гравюру от эскиза до оттиска. Появляется новый материал- линолеум. Более мягкий по сравнению с металлом и деревом, он удобнее в работе и позволяет добиться иных результатов.
Что нужно для того что бы начать
Вначале следует запасти линолеум рыхлый (для композиций, где не будет тонкой резьбы) и жесткий (для рисунка тонким штрихом). Все углы у доски (куска линолеума прямоугольной формы) должны быть строго прямые, размер с полями на 5-6мм больше рисунка. Если линолеума нет, отказываться от идеи не надо. Первое время его могут заменить полосочки и квадратики пластика, которые продаются в хозяйственных магазинах. Единственное условие- материал должен легко поддаваться резцу.Линолеум перед работой необходимо отшлифовать. Отрезав кусок нужного размера, смочите его водой и в мокром состоянии полируйте пемзой или точильным камнем. Шлифовать следует аккуратно и равномерно по всей поверхности, не делая пропусков. Закончив, тщательно промойте линолеум водой, протрите чистой тряпочкой и дайте ему просохнуть.
Доску слабо грунтуют белой гуашью или темперой.


Готовые резцы вставляют в короткие деревянные ручки и затачивают на бруске, смоченном маслом или скипидаром. При заточке локоть держат неподвижно, чуть приподнятым, а кистью руки водят к себе и обратно, плотно прижав затачиваемую поверхность к камню под углом 5 градусов. Чтобы на концах инструмента не образовалось выемки, точить надо аккуратно, часто проверяя степень и качество. Полукруглые равномерно поворачивают вокруг оси, а у остроконечных (угольником) точат только бока.
Нужно удобное рабочее место
Вам, конечно, не терпится приступить к делу. Прежде всего организуйте рабочее место. Режут гравюру сидя, а доску кладут на стол горизонтально. Если гравюра небольшого размера, линолеум прибивают на фанерку или картонку, так удобнее будет ее резать, поворачивать линолеум, да и держать доску будет легче. Приготовьте инструменты, разложите их перед собой так, чтобы при повороте доски они не не разлетались бы в разные стороны.
Приучайтесь сразу работать по правилам. Резец зажимают так, чтобы ручка упиралась в основание мизинца, который вместе с тремя остальными пальцами прижимает лезвие к большому пальцу, а ручку- к ладони. Большим пальцем руки повторяют движение резца, он скользит по большому пальцу, как по рельсам. Нажимая на штихель сильнее или слабее, вы добьетесь различной густоты штрихов. Большие пустые места выбирают широким резцом мелкими стружками.
Чтобы не пораниться, запомните два основных правила: работайте только очень острым инструментом, тупой резец будет срываться и проскальзывать. Рука, придерживающая доску, должна находиться только сзади резца.
Когда образец вырезан, можно сделать оттиск. Для этого нам понадобится еще "уголок"- кусочек фанерки или оргалита. Приклейте на него под прямым углом полосочки толстого картона или линолеума, как это показано на рисунке ниже, сюда при печати вкладывают доску.

Найдите тонкую малопроклеенную бумагу. Вполне подойдет обычная писчая.
Печатать гравюру лучше типографскими или масляными красками, но с добавлением прозрачных белил. Их не заменит ничто, и вам придется обратиться в типографию. Маленькой баночки хватит надолго.

На кусочке стекла или пластмассы разведите небольшое количество краски, раскатайте ее тонким слоем и аккуратно нанесите валиком или тампоном на гравированный линолеум. Вставьте эту доску в "уголок", прижмите бумагу. Теперь притрите ее к доске кусочком воска или фотобумаги и равномерно протрите чайной ложкой или косточкой, упругой пластмассовой палочкой, сделанной из ручки зубной щетки. Когда оттиск отпечатан, аккуратно, поочередно приподнимают уголки и смотрят качество печати. Готовый оттиск снимают от "уголка". По окончании занятий доски и валик моют разбавителем или керосином большим тряпичным тампоном.
У вас получилось? Вы заметили, что вырезанные места остались белыми. Теперь выполните работу посложнее. Нарисуйте на доске натюрморт и попробуйте штрихом передать тон и фактуру предметов. Используйте все известные типы штрихов, разную силу нажима на штихель.
Источник: статья О.Волковой "Учимся линогравюре" для журнала "Юный художник" 1/1991г
- Линогравюра
- Литография
- О композиции
- Художник Энди Уорхол
- Винсент Виллем Ван Гог
- Пьер- Огюст Ренуар
- В.Перов "Учитель рисования"
- Хохломская роспись
- Упражнения по хохломской росписи- основы
- Гризайль
- Культура этрусков
- Скульптура для детей
- Арт- терапия
- Творчество для детей
- Как воспитывать девочку
- Как воспитывать мальчика
- Машинки для мальчиков
- Рисование ногами
- Подземное войско Китая
- Японские куклы
- Древнерусская книга
- Древнерусская Северная иконопись- особенности подхода к иконописанию, северные письма
- Огненное восхождение Ильи Пророка- икона начала XVIII века
- Явление Богоматери пономарю Юрышу- икона конца XVII века
- Преподобный Александр Ошевенский с монастырем- икона XVII век
- Святые князья Борис и Глеб у стен горящего Каргополя- икона начала XVIII века
- Царевич Димитрий Углический- икона середины XVIII века
- Иконография Богородицы
- Рождество Богородицы
- Введение во храм Марии
- Благовещение



