Линогравюра


Немного важных слов о предистоках, что предшествовало появлению линогравюры. Само слово "гравировать" значит вырезать на гладкой поверхности твердого материала. А гравюрой или эстампом называется оттиск на бумаге. Ранние европейские гравюры были на меди и появились в XV веке у золотых и серебрянных дел мастеров, которые в оттисках проверяли качество работы. Скоро гравюра стала самостоятельным, самым доступным видом искусства. Первыми печатными листами были игральные карты, а затем на ярмарках появились картинки с изображениями жизни святых, рыцарских сцен.

В начале XVI века гравировальное искусство проникает в Россию. Материалом служит "луб"- липовая доска, на которой вырезали контур, отпечатывали его, а потом раскрашивали вручную. Эти картинки получили название лубка. К началу XX века многие художники стали выполнять гравюру от эскиза до оттиска. Появляется новый материал- линолеум. Более мягкий по сравнению с металлом и деревом, он удобнее в работе и позволяет добиться иных результатов.

Что нужно для того что бы начать

Вначале следует запасти линолеум рыхлый (для композиций, где не будет тонкой резьбы) и жесткий (для рисунка тонким штрихом). Все углы у доски (куска линолеума прямоугольной формы) должны быть строго прямые, размер с полями на 5-6мм больше рисунка. Если линолеума нет, отказываться от идеи не надо. Первое время его могут заменить полосочки и квадратики пластика, которые продаются в хозяйственных магазинах. Единственное условие- материал должен легко поддаваться резцу.

Линолеум перед работой необходимо отшлифовать. Отрезав кусок нужного размера, смочите его водой и в мокром состоянии полируйте пемзой или точильным камнем. Шлифовать следует аккуратно и равномерно по всей поверхности, не делая пропусков. Закончив, тщательно промойте линолеум водой, протрите чистой тряпочкой и дайте ему просохнуть.

Доску слабо грунтуют белой гуашью или темперой.

Позаботимся о хорошем инструменте. В художнственных салонах продаются штихели по линолеуму в наборах и поштучно. Но даже если вы не найдете их в магазине, не отчаивайтесь. Проявите фантазию, и вещи, которые окружают, вам помогут. Вот в углу сломанный зонтик. Если взять его спицу и разрубить на кусочки по 7-10 сантиметров, получим несколько различных по размеру и форме заготовок для резцов.

Чтобы штихели были крепче, рекомендуется их закалить. Для этого кончик заготовки докрасна нагревают на огне, а потом осторожно опускают в сосуд с машинным маслом. Дав остыть, его обтирают тряпкой и мелкой шкуркой снимают окалину. Затем резец держат в пламени свечи, пока он не станет золотистого цвета, и опускают в воду.

Готовые резцы вставляют в короткие деревянные ручки и затачивают на бруске, смоченном маслом или скипидаром. При заточке локоть держат неподвижно, чуть приподнятым, а кистью руки водят к себе и обратно, плотно прижав затачиваемую поверхность к камню под углом 5 градусов. Чтобы на концах инструмента не образовалось выемки, точить надо аккуратно, часто проверяя степень и качество. Полукруглые равномерно поворачивают вокруг оси, а у остроконечных (угольником) точат только бока.

Нужно удобное рабочее место

Вам, конечно, не терпится приступить к делу. Прежде всего организуйте рабочее место. Режут гравюру сидя, а доску кладут на стол горизонтально. Если гравюра небольшого размера, линолеум прибивают на фанерку или картонку, так удобнее будет ее резать, поворачивать линолеум, да и держать доску будет легче. Приготовьте инструменты, разложите их перед собой так, чтобы при повороте доски они не не разлетались бы в разные стороны.

Сначала проверьте возможности каждого резца. Нарисуйте два не сложных рисунка. Один выполните белым штрихом на черном фоне, другой- черным на белом. Первый рисунок вырезаем и круглыми резцами, и резцами с треугольным профилем, используя все их возможности, чтобы штрих получился наиболее разнообразным. На другой доске резцом- уголком обрезаем рисунок со всех сторон, затем широкой стамеской выбираем фон. Старайтесь держать резец чуть наклоненным от линии рисунка, чтобы профиль штриха имел большую поверхность опоры. Затем можно скопировать фрагмент понравившейся гравюры одного из мастеров.

Приучайтесь сразу работать по правилам. Резец зажимают так, чтобы ручка упиралась в основание мизинца, который вместе с тремя остальными пальцами прижимает лезвие к большому пальцу, а ручку- к ладони. Большим пальцем руки повторяют движение резца, он скользит по большому пальцу, как по рельсам. Нажимая на штихель сильнее или слабее, вы добьетесь различной густоты штрихов. Большие пустые места выбирают широким резцом мелкими стружками.

Чтобы не пораниться, запомните два основных правила: работайте только очень острым инструментом, тупой резец будет срываться и проскальзывать. Рука, придерживающая доску, должна находиться только сзади резца.

Когда образец вырезан, можно сделать оттиск. Для этого нам понадобится еще "уголок"- кусочек фанерки или оргалита. Приклейте на него под прямым углом полосочки толстого картона или линолеума, как это показано на рисунке ниже, сюда при печати вкладывают доску.



Найдите тонкую малопроклеенную бумагу. Вполне подойдет обычная писчая.

Печатать гравюру лучше типографскими или масляными красками, но с добавлением прозрачных белил. Их не заменит ничто, и вам придется обратиться в типографию. Маленькой баночки хватит надолго.

Краску накатывают на доску валиком. С успехом можно использовать неширокий фотовалик или же самодельный- велосипедную камеру, натянутую на скалку.

На кусочке стекла или пластмассы разведите небольшое количество краски, раскатайте ее тонким слоем и аккуратно нанесите валиком или тампоном на гравированный линолеум. Вставьте эту доску в "уголок", прижмите бумагу. Теперь притрите ее к доске кусочком воска или фотобумаги и равномерно протрите чайной ложкой или косточкой, упругой пластмассовой палочкой, сделанной из ручки зубной щетки. Когда оттиск отпечатан, аккуратно, поочередно приподнимают уголки и смотрят качество печати. Готовый оттиск снимают от "уголка". По окончании занятий доски и валик моют разбавителем или керосином большим тряпичным тампоном.

У вас получилось? Вы заметили, что вырезанные места остались белыми. Теперь выполните работу посложнее. Нарисуйте на доске натюрморт и попробуйте штрихом передать тон и фактуру предметов. Используйте все известные типы штрихов, разную силу нажима на штихель.

Источник: статья О.Волковой "Учимся линогравюре" для журнала "Юный художник" 1/1991г



  • Готтфрид Баммес "Образ человека"


  • Николай Ли "Основы учебного академического рисунка"



  • Книга по Рисунку и Живописи. Самоучитель




  • Пособие по акварельной живописи

  •