Основы рисунка- часть 2


Основы рисунка- продолжение. На прошлой странице основы рисунка-1 (если вы там еще не были, то нужно появиться;) мы рисовали кубик в одном положении. Учились основам рисунка на этой простейшей форме. Поняли, что в листе можно создавать пространство и начали развивать логическое мышление, тем самым стали на ступеньку выше в вопросе- как научиться рисовать. Также затронули немного материал уже из этой страницы. Продолжаем развивать тему.

Сейчас мы будем учиться заполнять пространство листа различными фигурами. Все предметы, так или иначе, имеют в себе, в своей основе построения такие фигуры: круг, конус, куб или сочетание их. Пока выберем тот самый уже хорошо знакомый нам куб.

Итак, рисуем сначала один куб. Берем любой материал- карандаш, уголь или сангину и крепим к мольберту лист бумаги. Рисуем. Выделяем грани и стороны, которые будут к нам ближе- из предыдущего урока мы уже знаем как это делается.

Дальше. Теперь постарайтесь нарисовать куб, который уже может вращаться в пространстве листа. Поверните немного кубик. Рисуем его перед предыдущим или за ним. Также, как и перед этим, выделяйте ближние грани и стороны куба четче, при этом стараясь как можно ровнее и более параллельно рисовать противоположно друг к другу расположенные стороны- грани куба. Не забывайте о тональных отношениях в пространстве листа уже этих двух фигур. Посмотрите на картинку справа. Примерно такой ход работы у вас должен быть. Можете заштриховывать одну из сторон куба. При этом штрих тоже старайтесь ложить либо параллельно граням, либо по диагонали, но в любом случае это должны быть по- возможности ровные штрихи (получаем навыки штриховки). Если нужно выделить угол, например, можете уже по существующей штриховке положить штрих в противоположную сторону. Таким образом, выделяемые грань и угол будут акцентированы. Так- же как и фигуры, штриховка будет иметь различную силу, тональность, в зависимости от расположения данной фигуры в пространстве листа, то- есть: первая перед нами, вторая, или за всеми располагающимися ближе к нам (плановость).

как научиться рисовать Сначала осваиваем урок мягким материалом. Порисовали немного углем- берите карандаш. Чередуйте материал. Если рисуя углем вы особо не заморачиваетесь о том, чисто вы работаете или нет, то рисуя карандашом у вас появится возможность стараться делать это тактичнее, аккуратнее. Но главная задача при рисовании карандашом заключается в приобретении навыков четко изображать то, что вам нужно и возможности проанализировать рабочий процесс у вас больше. Каждый материал дает нам отдельные свои преимущества и работать нужно и тем, и другим.

Рисуя кубик в различных поворотах вы должны придерживаться постоянно того, что линии противоположных граней куба должны быть параллельны, углы выделены. Сила нажима карандаша на ближние (или дальние) грани одного кубика должна быть по возможности одинакова. Как левая, так и правая сторона, как верхняя, так и нижняя. Присматривайте за этим постоянно и не спешите. Лучше лишний раз подумайте.
Припомните еще деталь- от угла до угла грань куба не должна быть по тону одинакова. От угла она идет сильнее, к середине тональность ее понижается, потом возрастает по мере приближения к другому углу. Это обусловлено тем, что в природе четких строгих линий не бывает, так как находится все в пространстве, в воздухе. Рисуя так вы в наибольшей степени будете достигать живости в рисунке, воздушности.

Возможно у вас возник вопрос- "А как- же перспектива?" Конечно, перспектива важна, все что удаляется от нас в даль- как фигуры, так и те- же стороны куба будут уходить в перспективу и рисовать сам кубик, казалось бы, нужно было- бы с учетом этого.
Не трогаем пока перспективу!!! Какая перспектива, когда мы с вами пока линий ровных рисовать не умеем и карандаш из рук валится? Давайте представим, что ее на данном этапе вообще в природе для нас нет. Я намекну вам, когда ее начнем "включать". Пока займемся более важными вещами, которые важны сегодня и сейчас . Учитесь рисовать прямые линии, добивайтесь плановости при изображении фигур.

Хорошо. Вы поработали, глаза немного устали. Эмоции все выплеснули, самое время дать немного глазам отдохнуть. Сделайте перерыв. Вообще, в рисунке очень полезно делать перерывы, полезно работать отдельными рывками и в перерывах между ними отдыхать. Когда глаза отдохнут и в голове просветлеет, работа раскроется перед вами с другой стороны. Вы сможете увидеть иногда то, чего в процессе работы могли просто не замечать.

Отдохнули? Проветрились? Ну хорошо. Работаем дальше.

Отойдите от работы на несколько шагов. Теперь посмотрите на нее свежим взглядом и проанализируйте:

Возможно и линии кривоваты, и стороны кубиков расползаются в разные стороны, да? Ну, не все сразу. Хотя и нужно стараться, но здесь в первую очередь нужна практика. Для практики нужно время. Но, тем не менее, анализируем то, что уже имеем!

1. Вы нарисовали объемные фигуры, передали объем? Передали.

2. У вас передана плановость? Видно где ближний куб а где дальний? Да.

3. У вас получилось пространство в листе? Получилось.

Вот, что нам на данном этапе и нужно было. Значит аналитическое мышление у вас работает. Молодцы!!! Но если какой- либо пункт вам не поддался- вы поспешили. Значит- работаем еще, и еще раз все по шагам анализируем. Возможно вы не поняли смысл первого урока и нужно к нему снова вернуться, прочитать и проработать еще раз, что- бы запустить очень важный процесс в своей голове- аналитическое мышление.

Продолжаем

Конечно, куб- не единственная геометрическая фигура. Если посмотреть на окружающие нас предметы, даже на строение головы человека, то можно заметить ее конструктивное начало: в объем головы человека может вписаться шар (некоторые считают не шар, а овал) и конус- нижняя часть головы (это в общем). По большому счету, голову человека также можно вписать в квадрат, но отрицать присутствие конуса и шара, как более детального разбора конструкции головы- нельзя. Можно провести аналогии и с другими предметами, каждый предмет может быть вписан в одну из фигур, или иметь их в своем конструктивном начале.

Если вы будете сейчас рисовать, например, голову человека, то, поверьте, вы меньше всего будете задумываться о самой конструкции головы, так как у вас просто нет практики рисунка их, нет понимания- как рисовать. А уловить правильно объем головы и передать характерные особенности ее достоверно, правильно положить на форму светотень- практически не выполнимая задача без понимания основ и конструктивного начала.

Основам рисунка мы как раз и учимся на анализе реальных форм, которые есть в абсолютно любых предметах, мы их только вычленили из общей массы. Вот давайте продолжим обучение на простых примерах для понимания и получения навыков и порисуем в пространстве и другие фигуры, повращаем их в листе. Нужна практика и тренировка.

Конечно, с учетом уже того, что мы знаем: ближние к нам грани, углы и стороны делаем четче, выделяем, акцентируем внимание на ближних фигурах. Дальние, уходящие в пространство листа будут переданы мягче. Рисуем мягким материалом, смотрим на следующую картинку слева.

Ну а теперь, поработав угольком, проработайте все то- же самое, только не мягким материалом, а простым карандашом. Есть возможность использовать два- три карандаша различной степени мягкости. То что дальше- рисуете карандашом HB, например. То, что будет для нас ближе- мягким 4B- 8B.

Чистота в работе очень важна. Мы этому будем учиться, но на данном этапе- чистота исполнения для нас вещь второстепенная. Если у вас сейчас грязь в работе- это не страшно. Заботиться сейчас нужно о понимании того, что вы делаете. Пусть у вас руки все в угле и сангине, пусть на бумаге живого следа не осталось. Не важно. Далее вы сами увидите на своих работах, что они будут получаться все более аккуратнее. Это дело времени и практики, не более того.

Дальше

Можно через ту грань, которую выделяем, проводить плоскости, так- же их заштриховывая. При этом нужно помнить, что так как и каждая грань фигуры, расположенная в пространстве, в определенном месте пространства нашего листа будет иметь свою степень тональности, но будет так- же выделена, как и та грань фигуры, к которой она примыкает. Конечно, если один конец этой плоскости не уходит в глубь пространства листа. В таком случае она будет иметь тенденцию к угасанию.

Напомню. Если кубик располагается так, что один угол его к нам будет ближе наиболее всего, то так- же он и будет выделен. То- есть, этот угол будет акцентирован больше, чем все остальные грани и углы этого кубика. Но ко всем остальным фигурам, находящимся в данном рисунке, этот кубик в общем будет выделен по месту своего расположения относительно других. Каждой фигуре в условном пространстве листа принадлежит свое место.

Эти упражнения помогают развивать пространственное видение в листе, где лист уже предстает перед нами не как плоская поверхность, а как некая среда, в которой сосуществуют фигуры, подчиняясь законам рисунка.

Также это хорошее упражнение для правильной постановки руки- вы учитесь работать в большом формате листа, учитесь делать осмысленные точные движения.

На маленьких форматах выполнять эти упражнения не рекомендуется. Вы должны работать за мольбертом, карандаш держать на вытянутой реке или немного согнутой, а перед вашими глазами должна раскрываться вся картина происходящего.



Ну что, уважаемые, не устали? Хотите еще? Кто говорит "Да", прошу перейти на следующую страницу, там мы выполним с вами еще несколько упражнений, вернее- будем решать образно логические задачи. Жмите на ссылку.

Напоминаю вам о важности рисования набросков. Я считаю, что наброски существуют двух видов. Первый это наброски- зарисовки. Это конечно поисковые работы, но более творческие, более проработанные. Здесь больше учавствуют наши ощущения, сердце, душевное состояние, настроение. Живописцы любят такие наброски.

Вторые это наброски- поиски. Сырые, конструктивные, как раз в них мы " ловим": движение, повороты, объемы, конструкцию, цвет, фактуру и так далее. Это работы, в создании которых учавствует больше холодный расчет, мышление, больше работает мозг и глаз, чем душевные импульсы. Такие наброски хороши тем, что на основе их уже приходит мысль создать проработанный вариант- зарисовку. В рисунке они дают больше результата, они концентрируют внимание, организовывают в процессе, в сложной работе помогают понять и проработать в ней трудные моменты.

Но, тем не менее, важны и нужны как первые, так и вторые. Более подробно о них рассказано на соответствующей странице- наброски.

В своих набросках и творческих работах можно применять, использовать те знания, которые вы получаете на этом сайте как научиться рисовать.