- Как научиться рисовать
- Основы рисунка- часть 1
- Основы - часть 2
- Основы - часть 3
- Как нарисовать натюрморт
- Натюрморт- часть 2
- Как нарисовать голову человека
- Голова человека - часть 2
- Как нарисовать портрет
- Рисование от DayFun
- Как нарисовать...
- Законы цветоведения
- Основы живописи
- Как нарисовать аниме
- Основы графического дизайна
- Еще немного творчества
- Книги по изобразительному искусству
- Художественные краски
- Интерьерные краски
- Цвет в интерьере, идеи дизайна
- Ремонт кухни
- Ремонт квартиры
- Строительство дома
- Техника для дома
- Текстиль
Линейная перспектива
Линейная перспектива- перед изучением линейной перспективы, предполагается, что вы уже знакомы с таким термином, как глазомер. Если еще не успели- то нужно это сделать. По другому можно сказать, что глазомер- есть наблюдательная перспектива. Но обладать хорошим глазомером не зная законов перспективы, так называемой- точной науки, которая является частью линейной геометрии- линейной перспективы- этого маловато.
Что- бы глаза смогли увидеть все, что перед нами предстает, они видят это в искаженном виде. Я никак не отношу это к тому, что изображается. Я отношу это к рисунку, изображения видимого в плоскости листа при помощи перспективного соотношения форм в пространстве.
Линейная перспектива- уже раздел начертательной геометрии. А мы просто создаем пространство на плоскости листа. Просто нужно знать, как все устроено, как все происходит.
Ваш глазомер без самого понимания линейной перспективы- слепое копирование видимых предметов. Успех в работе над рисунком во многом зависит и от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике.
Попытаюсь объяснить как можно проще, не вдаваясь в дебри подробностей начертательной геометрии- это никому не нужно. Вычленим основное. Моя главная задача на данном этапе- запустить ваше мышление в данной области- линейной перспективе, которая является важным практическим дополнением к вашему глазомеру. Пользоваться глазомером, подкрепляя это знаниями перспективы- вот наша задача и путь к успешному рисунку.
Итак... Посмотрите в сторону, вверх, вниз- абсолютно все, что удаляется от наших глаз, все подлежит кажущемуся изменению и сокращению. Но мы воспринимаем это как должное, как само собой разумеющееся. Так и должно быть, так видят наши глаза и этой особенности их мы порой даже не замечаем. Ну хорошо, но ведь нам нужно изобразить примерно такую- же действительность уже на плоскости листа. Наша задача заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве. Мы должны уметь работу нашего глазомера подкреплять знаниями линейной перспективы, использовать ее при необходимости.
1. Итак, добавим в наше обучение немного геометрии, дабы вплотную приблизиться к освоению точной науки. Что поделать, ведь линейная перспектива является частью одной из ветвей геометрии. Совсем немного, что- бы понять смысл.
Давайте возьмем для начала самую простую и полюбившуюся нам форму- куб, а еще проще- его конструктивное начало- квадрат. Будем делать из плоского квадрата объемный куб используя линейную перспективу. Итак, рисуем квадрат.
Все его стороны равны, углы прямые. Можете использовать линейку. Рисуйте со мной.
2. Квадратик нарисовали, хорошо. Теперь будем рисовать линию горизонта. Вообще, считается, что где глаза- там и горизонт. Линия горизонта все время находится на уровне глаз. В реальной жизни, допустим, при рисовании натюрморта- как определить линию горизонта? Конечно, при помощи глазомера при наблюдении формы предметов. Еще легко определить при помощи воды, налитой в прозрачную емкость. Думаю понимаете как? Поводите емкость перед собой- на той высоте, где поверхность воды представляется нам одной линией- то и будет ваш горизонт. А вообще это воображаемая линия, но которая играет важную роль в перспективном построении изображения.
В геометрии возможно линия горизонта задается, так- что, пока задайте и себе расстояние между квадратом и линией горизонта сами. Рисуем.
3. Теперь знакомимся с точкой схода. Это точка, в которую сходятся все параллельные грани предмета. На самом деле они не сходятся, а максимально приближаются в перспективе, ведь параллельные линии не пересекаются, но нашему глазу ведь условий не продиктуешь, так он видит.
И еще сделаем так, что наша точка схода будет находиться практически перед квадратом. Как будто мы "влоб", в фас смотрим на квадрат. Для этого делаем пересечения на нем- из угла в угол (проводим диагонали), получаем точку пересечения диагоналей и по ней выводим перпендикулярную линии горизонта.
Все, точка схода найдена.
4. Следующий шаг: соединяем углы квадрата с точкой схода:
5. Следующий шаг- делаем из квадратика куб. Для этого нам надо найти отрезок a-b, который будет являться задней гранью куба.
Опять- же, в линейной перспективе его можно высчитать- мы не будем так заморачиваться. В рисунке он определяется глазомером, а мы пока определяем его по ощущению.
Когда определили, достраиваем кубик как показано у меня- выстраиваем остальные грани куба.
Вот такой у нас куб получился, который мы с вами выстроили по законам линейной перспективы абсолютно не прибегая к использованию глазомера- наблюдательной перспективы.
Но такой рисунок может получиться, если мы смотрим точно в фас на изображаемый предмет. Стоит отклониться вправо- влево и картинка получается уже совсем другая. А самое главное- точек схода на самом деле- две. Ведь и отклоняться от предмета мы можем в две стороны, верно? Как минимум. Обычно- же приходится учитывать правую и левую сторону предмета. Итак, работаем дальше.
Также как и в первом случае, рисуем квадрат, обозначаем линию горизонта и определяем обе точки схода, но теперь уже с учетом того, что кубик, который у нас получится, будет повернут в пространстве.
Одна точка схода будет располагаться ближе к квадрату, вторая дальше. В линейной перспективе, конечно, эти величины определяются или задаются размерами, мы- же делаем "на глазок", по ощущению.
Теперь как и в первом случае, соединяем углы квадрата с одной и второй точкой схода. Как вы можете увидеть, у нас нашелся отрезок b-c, который пригодится для построения куба в перспективе дальше:
А дальше мы будем как и в первом случае строить куб. Вот такой куб с учетом перспективных построений у нас получился. Вот жаль только, что в рисунке таких построений не придется делать. Да ведь и нельзя, мы же не черчением занимаемся, мы "творим" пространство в плоскости листа.
Да и совсем не обязательно делать чертежи на листе, определять точки схода, делать построения. При рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться наблюдательной перспективой, то- есть, глазомером, а знания основных законов линейной перспективы применять при необходимости, подкрепляя глазомер. Одно должно помогать другому. Только в таком случае можно достичь хороших высот в рисунке, профессионализма.
Ну а как- же это все достигается в рисунке? Как можно правильно передать перспективу в пространстве листа? Как именно сочетаются глазомер- наблюдательная перспектива и линейная перспектива? Пожалуйста, посмотрите как:
Если проанализировать эти схемки, то можно понять, что глазомер и перспектива идут "нога в ногу", помогая друг другу. Сначала работает глазомер, определяя основные величины, расположение в листе, основные углы, поворот, находит начальные перспективные соотношения при помощи трех точек (которые образуют условные углы). А линейная перспектива работает для обоснования, проверки, подтверждения того, что найдено, и корректирует действия рисовальщика там, где ему это необходимо.
В рисунке мы не показываем с вами точки схода, не наводим линию горизонта, если только легонько, для себя, дабы подтвердить правильность своих действий и помочь глазомеру. Мы просто подразумеваем наличие перспективы и подчиняем ее законам изображаемое.
И наоборот: перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. А точность определения как раз зависит от степени развития вашего глазомера.
Поработайте еще, выстройте самостоятельно еще перспективу. Измените точку зрения (слева, справа), измените высоту точки зрения, то- есть- линию горизонта. Увидите, как меняется картинка перед вашими глазами, сам вид предмета. Потренируйтесь, это полезные навыки.
Например, как будет изображаться кубик, когда он будет повернут вот так:
Красным цветом выделены здесь те грани, или углы, которые определяет наш глазомер. Остальное достраиваем и проверяем себя с помощью линейной перспективы.
А как будет вести себя в перспективе, например- цилиндр?
Очень полезная геометрическая фигура, без навыков рисования которой плохо получится передавать предметы, в основе которых есть цилиндр.
Здесь нужно отметить один момент, что любой цилиндр можно вписать в прямоугольник. Допустим, прямоугольник будет поворачиваться в пространстве, мы его будем строить с учетом перспективы, то форма окружностей цилиндра будет зависить от формы прямоугольника. За основу проще сказать, можно брать основание и верхушку прямоугольника, и исходя из этого выстраивать окружность.
И опять- же, смотрите- в основе построения можно брать кривую, которую может вычислить глазомер. Эта кривая выделена красным цветом. Все остальное уже предопределено.
А теперь давайте порисуем объемные формы, как говорится, "от фонаря", по предстиавлению, по желанию. Это важно. Выполним упражнение для развития объемно- пространственных представлений и получим немного навыка перспективного изображения этих предметов на плоскости.
Рисуйте, у меня получается вот такая группа предметов, смотрите слева. В процессе работы можно заметить, что некоторые предметы я изображаю в ракурсе, или с сильным поворотом. Например: посмотрите на форму, которая выделена оранжевым- все в порядке, она имеет те точки схода, которые задавались.
А теперь посмотрите на форму, выделенную синим цветом: она имеет одну точку схода. Вернее расположена так, что для передачи ее формы достаточно использовать одну точку схода. А бывает так, что форма имеет такой ракурс, что точки схода ее перспективы изменяются. Смотрим ниже:
Фигура, выделенная фиолетовой штриховкой имеет сильный ракурс, точки схода сдвинуты- О3 и О4- которая выходит далеко за пределы нашего листа.
Но тем не менее, абсолютно все точки схода будут расположены на линии горизонта- на уровне наших глаз. Если сместить линию горизонта, то абсолютно все начнет меняться- от граней, до углов.
Конечно, здесь нужна практика, чертите, рисуйте, экспериментируйте с поворотами и ракурсом, практикуйтесь. Развивайте свое логическое мышление. Нужно постараться выйти в понимании линейной перспективы на такой уровень, что- бы вы прибегали к ее помощи в рисунке уже на подсознательном уровне, принимали ее как само собой разумеющееся. Вычерчивать в рисунке ничего не нужно.
И еще один момент, на будущее, для самых упорных: если вы дошли в своей практике до того, что отлично используете различные точки схода, работаете с объемами от маленького до огромного и чувствуете, что существует возможность использования двух линий горизонта, и вам это хочется сделать, значит вы отлично справились с этим уроком. Вам твердая, жирная пятерка. Вы- молодец! Объясняю почему: такие ощущения возникают при изображении, например, интерьера или экстерьера, где человек может чувствовать себя слишком маленьким или большие объемы некорректно строятся (по нашим ощущениям) и существует необходимость вводить некие коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием того, что изображается. В общем, в этом их сложность и заключается. Иногда приходится применять две линии горизонта, потом и использование множества точек схода. Но это уже совсем другая история, для которой нужно не менее внимания, а то и намного больше, чем мы уделили здесь основам линейной перспективы в рисунке.
И, на последок, лично- лично от меня, немножко собственного жизненного опыта. Вычерчивая перспективу своей дипломной работы, со всем "научным" подходом, у меня ее дважды, уважаемая комиссия из пяти знатоков- учителей, не принимала. Измучавшись до полусознания, плюнув на все это дело, мне захотелось все нарисовать, как говорится, "от руки", используя только свой глазомер и свои ощущения перспективы. И что вы думаете? Каков был вердикт этой комиссии? Догадайтесь.....
Вот такие дела. И так нас учат.
Дополнительно:
Кроме всей этой прелести, которую вы можете изобразить, попробуйте еще порисовать следующее:
1. кухонную утварь
2. мебель
рисуя их постарайтесь учитывать перспективные сокращения. Можно делать поиски просто тренируя глаз, рисовать произвольно, как мыслите, а можно выстраивать их с использованием линейки, с линией горизонта, точками схода, заключая их в геометрическую фигуру, которая будет являться их конструктивной основой- потом попробуйте сравнить оба варианта. Всю комнуту, в которой находитесь сейчас, можете не рисовать. Вы находитесь В ней, а при рисовании внутреннего пространства помещения присутствуют некоторые моменты, которые не рассмотрены на этой странице. Если хотите, то можно просто фрагментировать комнату. Делать поиски отдельных участков.
3. можете просто потренироваться рисовать геометрические фигуры в перспективе.
4. Поделайте наброски на улице. Порисуйте отдельные строения, всю улицу, машины, дорогу и рядом стоящие здания. Конструктивно, броско, намечайте только основное. А основное- поиск перспективных искажений того, что изображаете в пространстве. Работает глазомер и подкрепляете его работу получеными знаниями.
Выход на первую страницу- как научиться рисовать
- Как рисовать наброски
- Как пользоваться карандашом
- Бумага
- Мольберт
- Планшет
- Уголь
- Макет геометрических фигур
- Как развить глазомер
- Линейная перспектива
- Как ставить освещение
- Как ложить штрих по форме предметов
- Натюрморт с геометрическими фигурами
- Рисуем мятый лист бумаги
- Рисуем драпировку
- Основы акварельной живописи
- Основы цветоведения
- О цветах спектра и цветоведении
- Основы цветоведения для детей
- Рисунок- живопись дополнительно
- Как нарисовать портрет акварелью
- Основы композиции
- Композиция в рисунке
- Символика цвета
- Как сдавать экзамены
- Курсы художественной фотографии