- Как научиться рисовать
- Основы рисунка- часть 1
- Основы - часть 2
- Основы - часть 3
- Как нарисовать натюрморт
- Натюрморт- часть 2
- Как нарисовать голову человека
- Голова человека - часть 2
- Как нарисовать портрет
- Рисование от DayFun
- Как нарисовать...
- Законы цветоведения
- Основы живописи
- Как нарисовать аниме
- Основы графического дизайна
- Еще немного творчества
- Художественные краски
- Интерьерные краски
- Цвет в интерьере, идеи дизайна
- Ремонт кухни
- Ремонт квартиры
- Строительство дома
- Техника для дома
- Текстиль
Как нарисовать портрет
Как нарисовать портрет - берем готовый натянутый бумагой планшет, карандаш, ластик- который стараемся применять только тогда, когда уже совсем не знаем как исправить работу, просим нас никого не беспокоить и садимся рисовать. Предмет для рисунка- живой человек или гипсовая голова.
Итак, как научиться рисовать портрет, начинаем рисовать по шагам:
1. Делаем детальный обзор нашей натуры, рассматриваем ее со всех сторон, рассматриваем очень детально и анализируем форму, можно и даже нужно сделать несколько набросков на разбор формы- головы конструктивно.
Порисуйте свою натуру с разных сторон, разных ракурсов, в различных поворотах- это даст вам возможность ее изучить, привыкнуть к ней, побольше заметить характерных особенностей ее общей формы и деталей в отдельности. Пройдитесь карандашиком по всем участкам головы и прочувствуйте, "прощупайте", как устроена ее форма:
2. Выбираем место для работы- с хорошим обзором натуры, выбираем точку зрения, не используем сильный ракурс, пусть сейчас натура сидит в спокойном положении.
3. Компонуем композицию в листе.
4. Находим место отдельным частям нашей композиции- голове, шее, туловищу. Третий и четвертый пункт, естественно, предполагает усиленную работу нашей наблюдательной перспективы- глазомера, а в дальнейшем глазомер работает в первом порядке, никак не медленнее рук.
5. Уточняем главные объемы, находим поворот, основные оси построения.
6. Выстраиваем форму. От общего к частному, от частного к общему, "все вместе и по отдельности" а потом снова сводим к "все вместе".
7. Шаг за шагом проверяем себя на соответствие перспективных сокращений и пропорциональных соотношений основных и второстепенных форм и их соответствие между собой.
8. Приступаем к штриховке, неспешными и аккуратными движениями определяем, разделяем свет и тень.
9. Моделируем форму с учетом пространственного видения и имеющейся светотени. Штрих стараемся ложить по форме. Не забываем, моделируя какую- либо деталь, нужно понимать, что она обязательно является частью одного большого объема.
В процессе работы у вас может получиться вот это:
Как нарисовать портрет- разбираем ошибки и учимся их понимать. Первое, что попадается в глаза, это то, что работа сильно перечернена. Второе- как бы ватные, надутые формы, совсем не похожие на то, что есть в действительности. Еще говорят- чугунный рисунок. Пропорции нарушены.
У вас могут еще в добавок быть очень сильно выражены, просто вычерчены линии построения.
Добавим ко всему этому еще: волосы нарисованы, брови и ресницы наведены, даже есть попытка передать характер человека. Вроде- как и работа уже готова. Но это далеко не так.
Причины: рисовальщик пытается воспроизвести объем головы, пытается учитывать распределение светотени по ее форме. Но никак не может перейти от общего объема к частному. При попытке проработать какую- либо деталь он теряет целостность в рисунке и при этом сам это понимает. А если не понимает, так обязательно чувствует.
А еще рисовальщик, пытаясь проработать тоном эти детали, просто не понимает как они устроены или как "увязать" их в общем объеме. В результате человек понимает, что детализировать работу (перейти от общего к частному) он не может и видя появляющуюся дробность в рисунке, возможно и потерю перспективных соотношений, пытается хотя- бы собрать все воедино и удержать целостность в работе тоном. Цепляясь за один кусок формы и делая ошибки в ней, пытается связать ее с другой формой, в результате раз за разом накладывая слои графита- чем же еще исправлять, конечно штрихом. Вот и все, портрет не получился. А все дело- то в том, что человек плохо изучил форму головы натуры и не знает хорошо рисование деталей.
Если у вас такое случается, то нужно делать следующее:
Если вы уже конструктивно разобрали объем головы и начали моделировать форму с помощью штриха, и тут начинаете чувствовать дискомфорт в дальнейшем ведении работы, нужно прекратить работать тоном и разобрать объем головы еще раз. Легонько карандашиком пройдитесь еще раз по форме и выстройте условными плоскостями конструкцию головы. В процессе этого вы прочувствуете связь каждого участка между собой.
Еще раз разберете мысленно- "что откуда выходит и во что перетекает", красивее сказать- как образуется форма и почему именно так. Еще этот процесс позволяет лучше понять, как будет распределяться светотень, по простому- какой участок будет на свету, какой в полутени, какой в тени. Какой темнее, а какой светлее. Какой ближе, а какой дальше. И почему. Разбираем примерно так:
Теперь следующее- если чувствуете трудности при разборе формы, то действуем по одному из следующих пунктов:
1. по изломам формы, замечаем визуально и разбиваем ее на условные плоскости, которыми моделируем объем.
2. пытаемся понять, как устроена форма, анализируем, наблюдаем и потом строим- либо условными плоскостями либо конструктивными линиями или сочетаем эти способы.
3. если не помогает ни то, ни другое- обобщаем форму. То- есть, множество непонятных складок, морщины, непонятные вам мышечные образования- обобщаем условными плоскостями, за основу беря основные конструктивные точки и плоскости, с учетом пропорциональных особенностей данной формы.
Посмотрите на рисунок ниже, постарайтесь сделать не меньше. Здесь присутствует использование всех трех пунктов, кроме этого- пошаговое выполнение работы, которое мы обозначили вначале:
А вот еще работа.
Она несколько перечернена, но четко видно прорабатывание объема головы, есть моделировка отдельных ее форм, чувствуется конструктивность рисунка. Каждая отдельная деталь общего объема на своем месте, как конструктивно, так и по тону. Присутствует плановость. Рисунок работает.
Если в общем посмотреть на распределение светотени, то прочитывается конструкция кубика: лицевая часть- одна плоскость кубика- в тени, черепная коробка- как светлая плоскость кубика- на свету, боковая часть- ее грань можно заметить по линии трехчетвертного поворота- еще одна плоскость, которая находится в полутени.
Посмотрите на нос- такой- же принцип используется и для прорабатывания светотенью его формы,
шея- цилиндр, светотень распределяется на его основе, подбородок - не вырезан, видно нижнюю его плоскость, которая дает понять, что подбородок- объемен и эта нижняя плоскость его "поворачивает" к цилиндру шеи.
Очень часто трудно "посадить" глаза в глазничные впадины, что- бы они не получались как "жабьи", выпячены. Или не получались плоскими. Нужно постараться прочувствовать глубину залегания глазного яблока, не забывать о том, что глазное яблоко покрыто нижним и верхним веком. А над глазами нависают надбровные дуги, от которых тень падает на глаза.
Заметьте, как светотень распределяется по волосам: они не везде одинаковы по тону - верняя часть на свету, а височная- в полутени, четче прорабатываются волосы по височной линии, так как там голова "заворачивается" в затылочную часть- тем самым показывается, что волосы находятся на объеме головы.
Конечно, если поменять расположение источника света, то все светотеневые отношения будут строиться по- новой. Но принцип поиска их- один и тот- же.
Ну и удачный поиск пропорций тоже помогает, конечно,- как общего объема, так и отдельных деталей и пропорциональных соотношений между ними. Если портрет не будет похож на самого позирующего вам человека, то это однозначно означает, про пропорциональные отношения в рисунке головы человека правильно не найдены.
В любом случае, как- бы вам не нехотелось, но по- началу ошибки и трудности будут, от них никто никуда не денется. Не нужно этого бояться или стесняться. Это учебный процесс, который в зависимости от того, сколько вы тратите рабочих практических часов, постепенно превращается в нормальный, профессиональный рисунок. И чем больше будете рисовать, тем меньше будете использовать линий построения, которые будут помогать в рисунке на подсознательном уровне. Но это не сейчас. А если рисуя портрет человека у вас получится нормальный результат, то при рисовании гипса вы просто будете щелкать орешки (это написано тем людям, которые начали учиться рисовать портрет человека без дополнительного разбора рисунка гипсовой головы).
А вот еще две работы. Левая- тональный рисунок. Как и в тональном натюрморте его нужно рассматривать с точки зрения- что больше проработано или на чем акцентировано внимание, то и считается ближе.
Нос- самая активная часть, хоть и темная, но он по- прежнему самая выступающая к нам часть объема головы. Так создается здесь пространство в листе. Сам принцип такой.
Будете увлекаться сейчас тональным рисунком, помните: то, что к нам ближе- прорабатываем четче, детальнее, активнее. То, что к нам дальше- слабее. Конструкция головы должна прочитываться под тоном.
Второй портрет человека (смотрите ниже)- упрощение формы и некоторое игнорирование деталей.
Нет сильного разбора формы, детализации. Но не смотря на это, объем головы цельный, светотень передана, пропорции не нарушены, пространство в листе создано. Рисунок работает.
Смотрите как работает задний план- фон. Он не конкурирует с фигурой, а лишь дополняет ее, и идет некая растяжка тоном: вверху света больше, к низу его, естественно, будет меньше, чем и подчеркивается пространство в листе.
Ну и наброски, конечно, делать очень рекомендуется. Рука и глаз должны быть в форме всегда.
Половите объемы головы. Основные конструктивные моменты- основной объем, конструктивные точки, основные пропорции, плоскости и формы. Делайте наброски с живой головы. Смотрите телевизор- можете взять с собой блокнот и ручку, при любом удобном случае и интересной картинке- спешите запечатлеть, "поймать голову" любимого героя. Можете голову любимого диктора программы "новости". Ну а что, чем не способ? Нужно использовать любой способ. Едете в метро- сделайте набросок человека, который сидит на другом конце вагона. И это способ. Сделайте набросок своего одноклассника, например, который что- то "ищет" в книжке=)
А еще можно просто посравнивать объемы разных голов. Сравнить пропорциональные соотношения их. Для этого можно использовать картинки или фотографии, так как это более внимательная работа и нужно для ее выполнения больше времени, чем при беглом просмотре, быстрых поисках. Посмотрите на поиски справа- казалось- бы, практически одинаковые формы, одинаковые по "весу" объемы. А нет, если присмотреться, каждая "голова" имеет свои характерные особенности, которые дают возможность ей отличаться от остальных.
Можно рисовать вот такие легкие портреты людей:
И вообще, научитесь рисовать лучше меня;) вы это обязательно сможете.
Как нарисовать портрет
Дальше я оставляю для ваc кусочек старого материала, который был самой первой версией этой страницы- как нарисовать портрет. Так сказать, на память=)
При выполнении следующего задания вам нужна будет гипсовая голова, которую можно купить в художественном магазине. Если по каким-то причинам вы ее не приобрели,
можно рисовать с натуры. Но при выборе натурщика помните, что вам нужен человек в возрасте, у которого сформированы кости черепа. Если вам будет позировать девушка,
попросите ее смыть с лица макияж- он не даст правильно оценить объем и светотень.
Продвигаемся дальше в нашей теме- как нарисовать портрет.
Упражнение- построение головы как целого объема
Берем половинку ватмана, крепим на мольберт, а еще лучше натянуть бумагу на
планшет. Правильно устанавливаем освещение. Свет должен как можно лучше передавать светотень. При обычном освещении анализ
формы трудно сделать из-за размытости теней и переменчивости солнечного света. Находим место нашей головы в листе, определяем пропорциональное соотношение
высоты и ширины. Дело обстоит так, как мы рассматривали в теме- как нарисовать натюрморт. Соблюдаются те- же принцыпы работы:
После того, как мы разместили общий объем в пространство листа, определяем, сколько места
занимает сама голова, циллиндр шеи, и предметная плоскость-куб.
Дальше находим ось симметрии, которая делит голову на две равные части, и линию трех-четвертного поворота, которая будет проходить через скуловую кость и,
как подсказкой для нас, будет поворот куба- предметная плоскость. Когда вы это зделаете, самое время наметить остальные осевые линии, которые мы намечали
на болванках. Теперь добавим еще несколько важных точек построения:
Посмотрите, как объем шеи крепится к объему головы- чтобы не получилось так, что они существуют сами по себе. Нужно помнить, что шея- циллиндр, форма, которая
входит в другую форму.
Когда найдены все конструктивные точки, намечены все основные объемы, можно наметить объем волос на объеме головы.
Дальше переходим к распределению света и тени. Затачиваем карандаш и намечаем тень. Ложим штриховку по бсему объему,
намечаем тень (со всеми полутонами и падающими тенями), уже потом можно перейти к разбору светотени в отдельности, начиная с больших форм и заканчивая
прорисовкой мелких деталей. Но постоянно помните о том, что вы делаете рисунок одной цельной композиции. Портрет человека- одна цельная композиция.
Только в самом конце можно прорабатывать брови, ресницы и подобные детали.
Почаще отходите от работы и смотрите на нее со стороны. Делайте перерывы.Используйте навыки, которые мы нарабатывали с вами ранее.
- Как рисовать наброски
- Как пользоваться карандашом
- Бумага
- Мольберт
- Планшет
- Уголь
- Макет геометрических фигур
- Как развить глазомер
- Линейная перспектива
- Как ставить освещение
- Как ложить штрих по форме предметов
- Натюрморт с геометрическими фигурами
- Рисуем мятый лист бумаги
- Рисуем драпировку
- Основы акварельной живописи
- Основы цветоведения
- О цветах спектра и цветоведении
- Основы цветоведения для детей
- Рисунок- живопись дополнительно
- Как нарисовать портрет акварелью
- Основы композиции
- Композиция в рисунке
- Символика цвета
- Как сдавать экзамены
- Курсы художественной фотографии