- Как научиться рисовать
- Основы рисунка- часть 1
- Основы - часть 2
- Основы - часть 3
- Как нарисовать натюрморт
- Натюрморт- часть 2
- Как нарисовать голову человека
- Голова человека - часть 2
- Как нарисовать портрет
- Рисование от DayFun
- Как нарисовать...
- Законы цветоведения
- Основы живописи
- Как нарисовать аниме
- Основы графического дизайна
- Еще немного творчества
- Художественные краски
- Интерьерные краски
- Цвет в интерьере, идеи дизайна
- Ремонт кухни
- Ремонт квартиры
- Строительство дома
- Техника для дома
- Текстиль
Рождество Богородицы
Рождество Богородицы - этот праздник, как и другие церковные праздники, пришел к нам из Византии, одновременно с крещением Руси. Уже первым поколением образованных русских христиан было известно, что торжество это, ежегодно вспоминающее и прославляющее рождение Марии- матери Иисуса Христа, очень давнего происхождения и, возможно, восходит к первым векам нашей эры. В богослужебных славянских книгах можно прочесть имена авторов, которые складывали вдохновенные песнопения в честь Рождества Богородицы. Однако само событие Рождества Богоматери, и это понимал каждый человек, книжный и вовсе не грамотный, относится ко временам более отдаленным, доевангельским. Его смысл нашим предкам был известен с детских лет благодаря выдающемуся произведению раннехристианской литературы, которое ежегодно вслух прочитывалось в церкви. В современной науке это произведение носит название Протоевангелия или Первоевангелия Иакова. Оно представляет собой подробное повествование о жизни Богоматери. Как известно, в четырех канонических Евангелиях, входящих в Священное писание, о Марии говорится очень немного, и евангелисты пишут главным образом о ее Сыне. Поэтому можно понять, какое важное место занимает Первоевангелие в христианском предании. Именно из него известно и о родителях Марии, и о тех необыкновенных событиях, которые предшествовали ее рождению, и о самом ее Рождестве.
Рождество Богородицы приходится на 8 сентября по старому стилю, 21 сентября по новому, на то время ранней, золотой осени, которое нередко дарит последними теплыми днями. (Рисунок- "Рождество Богородицы" Конец XV- начало XVI века. Новгородский историко- архитектурный музей- заповедник)
Несказанно давно, еще до явления в мир Спасителя, далеко- далеко, на Святой земле, жила супружеская пара. Имя мужа было Иоаким, жену звали Анной. Люди они были богатые и родовитые, делали много добра и были усердны к храму, ревностно и от души выполняя предписания ветхозаветной своей веры. Но, к великой скорби, небыло у них детей. А по учению их религии, отсутствие детей- знак отверженности, неблагословения свыше, почти проклятие.
В отчаянии Иоаким удалился в пустыню, где сотворил себе жилище и решил больше не возвращаться домой. Жена его Анна осталась дома одна со служанками. И вот наступил памятный, но горький для нее день- годовщины свадьбы. Безутешно плачет несчастная женщина- ведь она осталась теперь не только без детей, но и без мужа. Надев сохранившиеся как память брачные свои одежды, Анна выходит в сад...
Во время молитвы, подняв глаза к небу, Анна видит на дереве птичье гнездо и, зарыдав, взывает к безответному небу: "Горе мне, кому уподобилась я, не уподобилась я и птицам небесным, потому что и птицы небесные плодовиты перед тобою, Господи! Горе мне, не уподобилась я и зверям земным, потому что и у них есть дети! Даже воды и те родят волны, которые играют и плещут, славя Бога. И с землей не могу сравниться, потому что земля приносит плоды свои".
Такой силы и скорби молитва, повествует Протоевангелие, не могла быть неуслышанной. Ангел- небесный вестник является Анне со словами утешения и надежды. Вскоре вернется домой Иоаким, и в положенный срок Анна родит девочку, которую назовут Марией. Но эта по- человечески трогательная история с хорошим концом становится событием вселенского, космического значения. Ведь, по церковному учению, родилась не просто чудная маленькая девочка, радость и утешение родителям, но будущая мать Иисуса Христа, Спасителя мира.
Рождество Богородицы
Темами этого праздника вдохновлялись многие поколения русских художников. Они получили зримое воплощение на иконах, в настенных храмовых росписях, в лицевом шитье. Вероятно, в Древней руси небыло ни одного мастера кисти, знаменитого или безвестного, который- бы не изображал "Рождества Пречистыя". Можно твердо сказать, что значительное место праздник занял в творчестве великого Феофана Грека, который вместе с русским художником Семеном Черным расписывал в 1395 году упомянутый уже храм Рождества Богородицы в Московском Кремле. Эти росписи не сохранились, но на удивительных по красоте и возвышенности фресках Дионисия в Феропонтове монастыре мы доныне имеем возможность увидеть изображения Рождества Марии и связанных с ним событий.За многие века в православном искусстве сложился легко узнаваемый тип такого изображения. Иконография Рождества Богородицы изображает Анну полулежащей или сидящей на ложе в глубокой задумчивости. К ней подходят служаники, которые подносят ей в сосудах питье и еду. Мария- на руках у повивальной бабки, которая сидит перед купелью, готовясь искупать новорожденную. Место Иоакима- различно. Иногда он рядом, чаще изображен отдельно, в окне соседнего здания. Следуя этому канону, каждый художник вкладывал в работу свое понимание события, собственное его переживание. Возвышенная красота и торжественность, воплощенные в сиянии чистых, ярких красок, в идеальных пропорциях вытянутых, словно- бы лишенных земного притяжения фигур, отличает многие иконы. Для других мастеров на первом плане драматизм события, его глубокий смысл, отраженный в ликах, потрясенных и исполненных одновременно осознания происходящего.
На псковской иконе "Рождества Богоматери", написанной в XV столетии, поражает образ Анны- огромной духовной силы и как- бы таинственного ведения будущей необыкновенной судьбы дочери.
В XVI столетии одной из распространенных тем в русской иконописи станет изображение Рождества в окружении клейм- сцен, иллюстрирующих историю жизни Богоматери. Иконописцы XVII века с их вниманием к подробностям, любовно изображенным частностям семейных отношений и быта, торжество и радость праздника передают и сложным, музыкальным ритмом архитектуры, обилием орнамента, сочной красочностью.
Русские иконы Рождества Богородицы, а их сохранились сотни, могли- бы составить целую интересную галерею творчески осмысленных, разнообразных по духу и стилю произведений.
На этом сайте учатся рисовать, изучают акварельную живопись, постигают основы цветоведения. Если вам интересно посмотреть что и как все происходит, добро пожаловать на сайт для художников- как научиться рисовать.
- Линогравюра
- Литография
- О композиции
- Художник Энди Уорхол
- Винсент Виллем Ван Гог
- Пьер- Огюст Ренуар
- В.Перов "Учитель рисования"
- Хохломская роспись
- Упражнения по хохломской росписи- основы
- Гризайль
- Культура этрусков
- Скульптура для детей
- Арт- терапия
- Творчество для детей
- Как воспитывать девочку
- Как воспитывать мальчика
- Машинки для мальчиков
- Рисование ногами
- Подземное войско Китая
- Японские куклы
- Древнерусская книга
- Древнерусская Северная иконопись- особенности подхода к иконописанию, северные письма
- Огненное восхождение Ильи Пророка- икона начала XVIII века
- Явление Богоматери пономарю Юрышу- икона конца XVII века
- Преподобный Александр Ошевенский с монастырем- икона XVII век
- Святые князья Борис и Глеб у стен горящего Каргополя- икона начала XVIII века
- Царевич Димитрий Углический- икона середины XVIII века
- Иконография Богородицы
- Рождество Богородицы
- Введение во храм Марии
- Благовещение