Иконография Богородицы


Как научиться рисовать Иконография Богородицы - в искустве стран православного мира самыми любимыми были иконы, изображающие Богоматерь. В каждом доме, на самом почетном месте висели полки для икон, откуда, среди других святых ликов, обязательно "смотрела" и заступница - Богородица. Исключительное ее почитание объясняется тем, что из всего человеческого рода Мария первой достигла обожения, полного преображения всего человеческого естества. Вместе с Христом она правит судьбами мира. (Рисунок- "Оранта" Мозаика в алтаре Софии Киевской. Около 1037г.)

В молитвах христиане обращаются к Марии как к матери Бога, но верят также, что ее материнская любовь распространяется на каждого, обратившегося к ней за помощью. В то- же время Мария сохранила девство, целомудрие, которое дает ей духовную стойкость, крепость, непобедимость. Именно поэтому к Деве Марии обращались и как к заступнице, защищающей от врагов государства, города, монастыри. Богородичные иконы становились палладиями- особыми охранительными иконами. Через всю историю Византии проходит образ Богоматери Влахернской, защитницы великой христианской державы.

Иконография Богородицы- Византия. В Византии истинными художниками, творцами икон считались богословы. "Умными очами" они прозревали образ в мире идей. Делом иконописца было прорисовать, выявить, материализовать его. Интересно, что согласно распространенной легенде первое изображение Богоматери создал именно богослов- евангелист Лука. Предание утверждает, что Богоматерь не только одобрила икону, но и сообщила ей свою благодать и силу. Существует и другая легенда, по которой первый портрет Марии выполнил один из волхвов, приходивший с дарами поклониться новорожденному Иисусу Христу. Мы не можем судить о том, насколько достоверны эти легенды (не сохранилось ни одной иконы Богоматери древнее VI века). Тем не менее содержание их говорит о том, как важно было для христиан подчеркнуть "портретность", историческую достоверность принятых изображений Богоматери.

Действительно, самые древние иконы поражают живостью портретных, неидеализированных черт лица, так много в них конкретного, чувственного. С течением времени лик Богоматери приобретал идеальные черты, сходные с тем литературным портретом, который приведен в "Житии Богородицы" монаха Епифания (XI-XII века): "Мария была среднего возраста, с лицом цвета пшеничного зерна, волосы светло- русые, взор острый, зеницы, подобные масличным плодам, брови черные и дугообразные, нос некороткий, уста подобные розе, лицо, руки и пальцы продолговатые". Часто тип лица Богоматери зависит от того, где и кем создавались иконы. На византийских образах Богоматерь подобна строгой императрице с утонченными чертами лица. С сирийских икон на нас смотрит Дева с округлым ликом, огромными темными глазами, прихотливо прочерченными дугами бровей. Портретность- же, понятая как историческая достоверность, выражалась прежде всего в характере одеяния. Мария всегда изображаетсяв пурпурном мафории- покрывале замужней женщины. Пурпур одежд, как и красная обувь на ногах, говорят о царском достоинстве Девы, и происходящей из рода царя Давида.

Иконография Богородицы- Русские иконы. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных чудесами. Что- бы ориентироваться в таком количестве изображений, существует понятие иконографического типа.

Среди Богородичных икон выделяется шесть основных типов:

"Умиление" (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке)

"Одигитрия"- "Путеводительница" (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне)

"Млекопитательница" (Мария, кормящая Младенца грудью)

"Взыграние" (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца)

"Оранта" (Богоматерь с воздетыми в молитве руками)

"Знамение" (Богоматерь в позе Оранты, на груди- медальон с изображением Иисуса Христа).

Остальные иконы- своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод.

Иконография Богородицы

Иконография Богородицы- сложение иконографического типа процесс сложный, обусловленный всей культурно- исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю в православной традиции связывается с чудом- явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений. Все значимые детали типа фиксировались каноном, заносились в виде прорисей в иконописные подлинники, которыми пользовались художники Поэтому когда речь идет об иконографическом типе в искусстве православных стран, важно все: поза и положение персонажа, одежды, окружающие его атрибуты, жесты рук, надписи. Только зная сюжет, символику каждой детали и культурно- исторический контекст, в котором создавался и пребывал образ, мы можем его прочитать и осмыслить.

Распространение типа Богоматери Оранты относится ко времени византийского императора Константина Мономаха (1042-1058), а самое ранее из сохранившихся изображений датируется IX веком. На таких иконах Богоматерь изображается в рост с разведенными в стороны, воздетыми в молитве руками. Жест рук Богоматери очень древний по происхождению, восходит к молитвам ветхозаветных праведников. В Библии рассказывается, что во время Битвы израильтян с амаликитянами Моисей поднял руки в молитве за свой народ, и пока он держал руки в воздетом положении, побеждали израильтяне, а когда руки Моисея невольно опускались, одолевали враги. Момент телесного усилия и волевой непреклонности, который присутствует в этом жесте, делает изливающуюся в нем доброту родственной по духу доброте воина. "Взбранной воеводе победительная"- так называет Марию одно из песнопений Акафиста, гимна в честь Богоматери.

История иконографического типа Оранты уходит корнями в раннехристианскую эпоху. Слово "оранта" по- латыни означает "молящаяся". В христианских катакомбах рядом с захоронениями часто помещали изображения женской фигуры в тунике с покрывалом на голове, воздевшей в молитве руки к небу. Согласно некоторым сохранившимся надгробным надписям это образ души умершего, которая молится об оставшихся на земле, дабы они достигли блаженного успокоения. Раннехристианская идея оранты- осуществления в молитве связи мира земного и небесного- со временем трансформировалась в образ Богоматери Оранты, которая молится за весь человеческий род.

Богословские идеи не сразу нашли воплощение в зрительном образе. Вначале в позе Оранты стали изображать Марию в композиции "Вознесение": Богоматерь стоит среди апостолов, воздев руки вослед возносящемуся на небо Христу. Момент расставания Иисуса Христа с учениками и матерью, его последнее благословение были осмыслены как основание земной церкви. Богословские формулировки, сопоставляющие Богоматерь и церковь, были со временем перенесены на образ Богоматери Оранты, который в этой композиции постепенно выделился из обычного перевода "Вознесения" и стал существовать самостоятельно. Особое значение он имел в системе декорации византийского храма: фигура Богоматери Оранты помещалась в центральной аспиде, в алтаре. Здесь яснее всего раскрывалось значение образа как символа христианской церкви, возносящей молитвы к Небесному Царю- Иисусу Христу, изображение которого помещалось в куполе храма.

В 1037 году образ Богоматери Оранты занял традиционное место в алтаре только что построенного Киевского Софийского собора. В русской традиции образ получил наименование "Богоматерь Нерушимая стена". Лик киевской Оранты ясный, человечный и непреклонный. У нее сильные плечи и широкие ладони, устойчиво стоящие ноги, твердо прорисовывающиеся под складками хитона. Мастеру, работавшему в Софии, удалось передать настроение победоносной и яркой для русской истории эпохи, когда молодое киевское христианство осознало свое приобщение к глубинам эллинской мудрости.

(Рисунок-"Богоматерь Знамение" Темпера. XVI век. Псковская икона)

В византийской иконографии известны также иконы Богоматери Оранты, на груди которой в складках мафория или в медальоне помещен образ Младенца Спаса Эммануила. Такие иконы греки называли "Богоматерь Великая Панагия". Сейчас трудно проследить исторические пути и богословские предпосылки, которые предопределили появление нового иконографического типа, однако некоторые связующие нити его развития все- таки можно обнаружить. Например, предположить- как возникла идея поместить Младенца Эммануила в медальоне на груди Богоматери. Христианское искусство, как известно, вобрало в себя традиции Востока и античной культуры. В Древнем Риме, где был развит культ императора, существовал обычай изображать его на особом типе круглого щита с каймой по краю. Круг в данном случае символизировал вечность и власть императора над миром. Такие портреты несли идею прославления. В сценах триумфа императора портрет его, выполненный на щите, держит богиня Виктория.

На Востоке в первые века нашей эры в раннебуддийском искусстве круг или овал, на фоне которого помещали изображение, имел значение не плоского щита, а мистического сияния, ореола, окружающего фигуру Божества. Обе традиции сливаются воедино в византийском образе Младенца Христа, заключенном в круглый медальон, который в контексте уже иной культуры одновременно несет идею прославления Бога, его вечной власти над миром, и нематериального света, как бы исходящего от него. Если же мы вспомним еще и римский обычай ношения эмалевых и живописных императорских портретов высшими чиновниками на их придворных "мундирах", то станет понятным, как могда возникнуть мысль поместить медальон с образом Младенца на груди Богоматери. Такой образ Оранты наглядно являет упомянутую выше символику, представляя "освящение храма"- тела Богоматери: "Бог посреди нее...". Не случайно и название образа Великая Панагия- Всесвятая.

Иконография Богородицы

Иконография Богородицы- на Руси Великую Панагию называли Богоматерь Воплощение и чаще изображали в поясном изводе. Русское название напоминает еще об одном важном нюансе значения этого образа: держа на груди медальон с Младенцем Эммануилом, Богоматерь являет миру воплощающегося в ней Мессию и, таким образом, дает предзнаменование о рождении Спасителя по слову пророка Исайи: "Господь сам даст вам знамение: се дева во чреве зачнет и родит сына и нарекут имя ему Эммануил (с нами Бог)". Позднее, когда в храмах появились высокие иконостасы, образ Богоматери Воплощение нередко занимал центральное место в пророческом ряду. Поясной вариант этой иконы известен на Руси с XI века. В XII столетии за ним закрепляется особое название "Знамение", что по- старославянски значит "чудо".

Чудо от этой иконы произошло в 1170 году в Новгороде. Город осадили войска суздальского князя. Архиепископу Новгорода Иоанну во сне был голос, указавший путь спасения. иоанн пришел в церковь Спаса на Ильине улице, где хранились икона Богоматери Воплощение и, помолившись перед ней, перенес ее на Софийскую сторону Новгорода и утвердил на крепостной стене. Когда суздальцы начали осаду, одна из стрел попала в икону и исторгла слезы из глаз Богоматери. Сразу- же тьма покрыла суздальцев, и победа осталась за новгородцами. С этого времени икону стали называть Знамение и почитали как священный палладий Древнего Новгорода.

На этом сайте учатся рисовать, изучают акварельную живопись, постигают основы цветоведения. Если вам интересно посмотреть что и как все происходит, добро пожаловать на сайт для художников- как научиться рисовать.



  • Готтфрид Баммес "Образ человека"


  • Николай Ли "Основы учебного академического рисунка"



  • Книга по Рисунку и Живописи. Самоучитель




  • Пособие по акварельной живописи

  •