Учитель рисования


Перед вами картина Василия Григорьевича Перова "Учитель рисования". (Государственная Третьяковская галерея, Москва). Написанная в 1867 году на деревянной дощечке фирмы Виндзор и Ньютон, она знакомит нас с участью художника, преданного идеалам прекрасного, но не нашедшего признания. Пожилой, с реденькими волосиками, в потертом, но аккуратном костюме, с потухшим взором, направленным поверх очков в никуда, он сидит, словно пришибленный жизнью, держа в руке рисовальный грифель. Внизу, возле кресла (с какой простотой, несколькими светлыми мазками оно характеризовано!), папка с рисунками, видавший виды цилиндр. За спиной учителя на пюпитре учебные таблицы, предназначенные для копирования: глаз в трех поворотах, губы.

В этой крохотной по размерам (25/20см) картине, пожалуй, самое поразительное заключается в высочайшей композиционной ее сложности. И дело здесь не в соотношениях цветовых пятен, гармонии линий и контуров, которыми в последнее время все чаще определяются достоинства живописи, а в наполненности произведения неспокойной мыслью художника, болью его чуткого сердца.

Начало работы над композицией относится к 1863 году, когда 29- летний художник находился в Париже, но мысленно не расставался с родной Россией. На карандашном эскизе сцена представлена подробнее. В соседней комнате равнодушные хозяйские детки. На стене криво висящий романтический пейзаж. Во всей обстановке чувствуется небрежение к искусству. Даже собачка и та проявляет недружественное отношение к прошлому служителю муз. В процессе работы Перов производит отбор наиболее важных, "говорящих" элементов композиции от второстепенных, мешающих, придает скромной бытовой сценке драматический накал. Многоплановый рассказ о горестной доле учителя Перов решает самым выразительным, умным и лаконичным образом- через одну фигуру, соподчиняя менее значительное ведущей пластической и смысловой идее. Думаю, что вам могут быть интересны данные технико- технологических исследований.

Картина В.Перова "Учитель рисования"

Картина выполнена на двухслойном грунте: нижний слой- белый, верхний- розовато- кремовый. Подготовительный рисунок сделан серой краской. Подмалевок решен в два цвета: малиновым и желтым. Малиновый цвет тонально разработан. Повторно картина прописывалась уже в раме.

Еще и еще раз всмотритесь в репродукцию. Постарайтесь проанализировать эту грустную художественную новеллу. Попробуйте перенести полученные вами впечатления на свою каждодневную работу. "Искусство прошлого,- говорил великий Александр Иванов,- всегда будет и должно влиять на художника". Учитесь наблюдательности. Учитесь вдумчивому отбору деталей. Учитесь в композиционных эскизах минимальными средствами передавать многое.



  • Книга по Рисунку и Живописи. Самоучитель




  • Пособие по акварельной живописи

  •