Этруски


Как научиться рисовать Этруски- к этрускам часто относят эпитеты "загадочные", "таинственные". Неизвестно, откуда они пришли и куда исчезли. Существует несколько гипотез об их происхождении. Общепризнанной считается вресия, высказанная Геродотом. Он говорит, что этруски пришли на Аппенинский полуостров из Малой Азии, точнее, из Лидии, которую они вынуждены были покинутьиз- за страшного голода. Одна половина этого народа осталась в Малой Азии, а другая отправилась на поиски новой родины.

По имени предводителя греки стали называть переселенцев тирренцами, а область, где они поселились,- Тирренией. Латиняне же нарекли их этрусками. Сведения древних авторов об этрусках очень скудны. А поскольку до сих пор практически не разгадан их язык, то мы не можем воспользоваться и этрусскими письменными источниками. И только археологические открытия, начало которых относится к XV веку, дали возможность изучать памятники материальной культуры этрусков.

Именно археологические экспонаты легли в основу выставки "Мир этрусков", в которой приняли участие музеи Германии, Польши, Венгрии, Чехо- словакии и бывшего СССР.

Исходным пунктом этрусской цивилизации надо считать культуру Виланова (по названию поселения близ Болоньи), относящуюся к IX-VIII векам до н.э. Для этой эпохи характерны сосуды в технике импасто, которые лепились вручную из плохо обработанной глины. С XV века до н.э. под влиянием привозной керамики из Греции и стран Передней Азии и благодаря распространению гончарного круга керамика импасто приобретает правильные формы и гладкую поверхность, которая после лощения и последующего обжига получает металлический блеск. Формы многих сосудов копируют привозные изделия. Например, большой котел- холмос, на высокой фигурной четырехчастной подставке воспроизводил в глине сирийско- урартский бронзовый котел и служил курильницей во время ритуальных церемоний.

На смену сосудам импасто позднее приходит новый вид керамики- буккеро (от испанского названия сосудов древних индейцев, имевших черный цвет), для которой характерны глубокая черная блестящая поверхность и четкие чеканные формы, вопроизводящие дорогую металлическую посуду. Несмотря на утрату изящества и перегруженность декором, они все же обладают художественными достоинствами, как, например, киаф, украшенный рельефными изображениями человеческих голов на стенках и ручках и пятью коническими выступами по краю. По мнению исследователей, вазы буккеро предназначались для погребальных и культовых целей.

В XII веке до н.э. под воздействием греческой вазопипи появляются расписные сосуды: грушевидные арибаллы, алабастры, ольпы, ойнохои. Их поверхность густо покрытая изображениями, без декора не остается даже пространство между фигурами- там помещаются розетки. Примером типичной росписи этого времени является орнаментация ольпы мастера Розони, состоящая из четырех фризов с животными. Особую нарядность сосуду придают раскраска отдельных деталей пурпуром и гравировка. Цвет глины (греческие сосуды- светлоглиняные) и отдельные элементы декора позволяют определить руку этрусского мастера.

Через полтораста лет опять же под греческим влиянием в Этрурии утверждается чернофигурный стиль вазописи. Наиболее известны произведения этрусков из мастерских в городе Вульчи, получившие название "понтийских" ваз. Их роспись представляет собой ряд орнаментальных и сюжетных фризов, для которых характерна некоторая небрежность в исполнении фигуры, сочетающаяся с динамичностью и выразительностью поз и движений.

Этруски

Этруски и этрусская реллигия. В реллигии этрусков, как как и других древних народов, важнейшее место принадлежало потусторонней жизни. Особая роль отводилась росписям гробниц, всегда имевшим сакральный смысл. Потолок часто покрывался шахматным орнаментом, обозначавшим небо преисподней. На главной стеле напротив входа помещалось изображение одного из символов умершего, его погребального ложа или божества смерти Фуфлунса со свитой. Главными предметами погребального культа этрусков были урны и саркофаги- вместилища праха покойного. Наиболее ранние памятники такого рода- биконические урны и урны канопы, часто напоминающие египетские сосуды для мумифицирования органов умершего. Крышки урн сделаны в виде человеческой головы, портретирующей покойного, ибо именно она служит вместилищем жизненной силы. На крышках саркофагов этрусков усопшие часто представлены возлежащими за пиршественным столом (на греческий манер) или спящими вечным сном. Многие лица отличаются индивидуальностью, предполагающей портретные изображения. К числу редких экземпляров относится крышка бронзовой урны с изображением юноши. Он возлежит на ложе и опирается на подушки. Его черты идеализированы в стиле классического искусства, а сама фигура является редким образцом этрусской бронзовой монументальной скульптуры.

На алебастровом саркофаге из берлинского собрания соединены рельефное изображение на стенках и фирурная скульптура на крышке. На передней стенке представлена сцена из знаменитого мифа о состязании Пелопса и Эномая за руку красавицы Гипподамии. Мифологическая сцена, указывающая на неустойчивость и трагичность земной жизни, контрастирует с фигурой на крышке, отражающей умиротворенное состояние души после смерти.

Этруски

Для этрусской культуры характерны терракотовые вотивные головы, которые приносились в храм с целью снискать покровительство. Несмотря на идеализированность многих изображений, в ряде случаев ощутимо явное стремление отразить характерные особенности лица: вытянутый овал, удлиненный нос, широкие скулы, пухлые губы.

Среди произведений мелкой пластики этрусков многочисленные статуэтки, изображающие жрецов, молящихся, воинов, богов. На первый взгляд они выглядят примитивно. Но динамичность движений и выразительность поз, акцентирование отдельных деталей фигуры позволило этрусским мастерам создать неповторимый стиль. В числе персонажей нередко встречается Геракл, представленный со своими атрибутами: палицей в правой руке и львиной шкурой, переброшенной через левую руку.

Во множестве дошли до нас и этрусские зеркала, которые были не столько предметом повседневного обихода, сколько носителями магического смысла, тесно связанного с идеей возрождения души. Похожие в целом друг на друга, они отличаются бесчисленным разнообразием декора. На рисунках, исполненных гравировкой,- сцены из греческих и этрусских мифов. Изображения, помещенные в орнаментальную рамку, всегда имели сомволическое содержание, часто напоминающее о возрождении после смерти, метаморфозах в потустороннем мире.

Но особого мастерства в обработке металла достигли этрусские ювелиры. Среди женских украшений популярностью пользовались серьги, которые отличались наобычайной тонкостью и мастерством отделки. Они имели форму дисков, подков, корзиночек. Мастера искусно обыгрывали контраст гладко полированной золотой поверхности с матовым рисунком, который создавался гранулированием (покрытием зернью). В технике грануляции этрусские мастера достигли необычайной виртуозности, ибо размер отдельных гранул столь мал, что они почти неразличимы невооруженным глазом. Эффект достигался покрытием по определенному рисунку раскаленной поверхности металла тончайшей золотой пылью. В сочетании с филигранью и ажурным рисунком гранулированный декор рпидавал изделию праздничный и нарядный вид.

К числу непревзойденных шедевров микротехники этрусков относятся этрусские геммы. Обладая довольно прозаическими функциями- служить личной печатью владельца,- этрусские геммы (а точнее- инталии, то есть камни с углубленным изображением)- настоящие произведения искусства, ибо на крошечном участке этрусские резчики с виртуозным мастерством изображали порой целую картинку из жизни мифологических героев. Первые этрусские геммы, появившись в VI веке до н.э., повторяли по форме камня (скарабей) и манере резьбы греческие инталии. В начале IV века до н.э. в этрусской глиптике рождается новый самобытный стиль резьбы- "глоболо", когда изображение строится из комбинаций многочисленных шариков, приобретая при этом предельную стилизованность и условность. Экспонат такого рода- скарабей первой половины IV века до н.э. с изображением Беллефорона, поражающего копьем химеру.

Этруски- развитие строительского дела

В VII веке до н.э. с ростом этрусских городов получают широкое развитие строительное дело и архитектура. Среди городских общественных сооружений особая роль отводилась храмам, на конструкцию и декоративное оформление которых оказала большое влияние греческая архитектура. В частности, у греков этруски переняли такие элементы архитектурного декора, как антефиксы, акротерии, фигурные карнизы и фризы. Все эти детали изготавливались этрусками из обожженной глины и богато раскрашивались. Особенно популярными были красочные антефиксы с изображениями масок горгон или менад на фоне пальметты. Помимо чито практических целей- защиты торцовых частей кровли от влаги, антефиксы, вернее персонажи, представленные на них, должны были отпугивать от храма враждебные силы.Высокое мастерство лепки, доолненное яркой раскраской и пышным обрамлением в виде пальметт, делали архитектурную деталь особенно выразительной.

Таким образом, цивилизация этрусков за пять столетий сумела создать столь высокую культуру, что ее можно смело ставить в один ряд с греческой и римской.

На этом сайте учатся рисовать, изучают акварельную живопись, постигают основы цветоведения. Если вам интересно посмотреть что и как все происходит, добро пожаловать на сайт для художников- как научиться рисовать.



  • Готтфрид Баммес "Образ человека"


  • Николай Ли "Основы учебного академического рисунка"



  • Книга по Рисунку и Живописи. Самоучитель




  • Пособие по акварельной живописи

  •