Пьер- Огюст Ренуар


Как научиться рисовать Пьер- Огюст Ренуар, замечательный французский живописец, график и скульптор, родился в Лиможе- старинном центре декоративного искусства, особенно славившемся производством драгоценных эмалей. Лимож, расположенный в самом центре Франции, дал ей целые поколения искусных мастеров. Отец Ренуара был скромным портным. С раннего детства будущий художник научился ценить труд ремесленника, свято хранившего традиции высокого профессионализма. А эти традиции корнями уходили в глубокое средневековье, когда ручной труд и художество были неразделимы. Отношение к вещи как к творению человеческих рук, будь то картина или скромный бытовой предмет, сохранилось у Пьера- Огюста на всю жизнь.

Вскоре семья Ренуаров переехала в Париж и поселилась в старом квартале близ королевского дворца Лувра. Родители не раз вводили маленького Пьера- Огюста в картинную галерею, где он впервые увидел шедевры французских и других европейских мастеров. Способности к рисованию проявились у мальчика рано. Особенно удавались ему портретные зарисовки родных. В 13 лет, чтобы помочь семье, он начал расписывать фарфоровые изделия на небольшой парижской фабрике, а когда она закрылась, перешел на веера и полотняные шторы. Это занятие способствовало выработке быстроты, точности и уверенности мазка, так как роспись практически не допускала поправок и исправлений. Она обострила чувство цвета, позволила Ренуару ближе познакомиться с искусством XVIII века, когда росписью фарфора, штор и вееров занимались выдающиеся мастера. Обеденные перерывы в работе молодой художник использовал для тщательного изучения живописных приемов Антуана Ватто, Никола Ланкре, Франсуа Буше, Жана- Оноре Фрагонара.

К этому времени у юноши созрело решение стать профессиональным живописцем. В 1862- 1864 годах он обучается в Школе изящных искусств и одновременно посещает частную мастерскую модного живописца Шарля- Габриеля Глейра. Сам Глейр был типичным представителем салонного академизма и писал надуманные картины на исторические и мифологические сюжеты. Но юноша Ренуар стремился приобрести крепкие профессиональные навыки, а в этом репутация мастерской Глейра была безупречной. Во время обучения в школе и в мастерской он встретился с такими же, как он, молодыми художниками- Клодом Моне, Фредериком Базилем, Альфредом Сислем. Дружба молодых людей во многом повлияла на их будущую творческую судьбу. Их объединяло неприятие официального салонного искусства, стремление запечатлевать на своих полотнах повседневную жизнь. В этих намерениях они укреплялись примером "живописца жизненной правды" Гюстава Курбе, вдохновлялись живописными открытиями другого крупнейшего художника этого времени- Эдуарда Мане, изучали колористическое мастерство Эжена Делакруа, картины родной природы Камилла Коро и барбизонской школы.

Зарождение и развитие импрессионизма

Поставив целью раскрыть своеобразие и пеструю изменчивость жизни, "непримиримые", как сами себя называли эти художники, выработали особую систему художественного видения мира. Работу над холстом они начинали и заканчивали не в мастерской, а на открытом воздухе- на пленэре. Это привело к отказу от традиционного, разработанного в европейских академиях принципа композиционного построения картины. На полотне запечатлевался как бы "кусок жизни", выхваченный из ее потока мимолетными мгновениями и ситуациями. В искусство словно ворвалась шумная пестрая толпа, суета парижских бульваров и кафешантанов, мир постоянно меняющейся, полной трепетной жизни природы. На пленэре предметы и фигуры теряют четкие контуры, вибрируют под действием воздушной среды и освещения, насыщаются цветовыми рефлексами. Чтобы сохранить и донести до зрителя впечатление свежести и непосредственности восприятия, живописец накладывает краски на холст короткими мазками чистого цвета, которые оптически смешиваются при восприятии. Так в конце 1860-х годов были заложены основы того художественного метода, который в начале 1870- получил наименование импрессионизма. Одним из самых ярких и глубоко своеобразных мастеров нового направления стал Ренуар. В отличие от Моне, Сислея и Писсаро, посвятивших свое творчество почти исключительно пейзажу, нередко "растворявших" в нем предметы и фигуры, Реуар всегда сохраняет приверженность к осязаемым предметным формам. Он пробует силы в пейзаже, натюрморте, портрете, запечатлевает разнообразные бытовые сцены, пишет обнаженную натуру. "Не существует ни одного человека, ни одного пейзажа, ни одного мотива, - говорил впоследствии художник сыну,- которые были бы лишены всякого, хотя бы крохотного интереса... иногда глубоко скрытого. Когда живописец открывает такие сокровища, другие сразу провозглашают красоту мотива". Для Ренуара представления о счастливой жизни воплощены в современном ему мире многолюдных парижских улиц и столичных окрестностей, мире, населенном обыкновенными парижанами и парижанками, развлекающимися в маленьких кафе и ресторанчиках- "лягушатниках", танцующих, посещающих театральные представления. Ему доставляет истинное наслаждение писать окрестности Парижа, свежие букеты полевых и садовых цветов. В 1870-е годы были созданы подлинные шедевры импрессионистической живописи- серия "Лягушатников", "Бал в Мулен де ла Галетт", "Ложа", "Завтрак гребцов". В этих произведениях природа- то яркая и ослепительная, то окутанная неясным полусумраком- воспринимается как естественная жизненная среда для обитающих в ней персонажей. Человек не растворяется в ней, а всегда остается в картине главным действующим лицом.

Портретная живопись

Ренуар любил повторять изречение великого соотечественника Блеза Паскаля: "Лишь одно интересует человека, это сам человек". Поэтому понятен его интерес к портретному жанру. И здесь он остался верен своему методу. Портреты главным образом близких ему людей творческого склада, населенные сложной психологической характеристикой (например, портрет Клода Моне 1878года), для него редки. Радостное, чувственное восприятие мира влекло его к юным женским и детским образам. В них он видел воплощение идеала здоровой цветущей жизни, счастья, духовной чистоты. Они предоставляли художнику прекрасную возможность во всем блеске проявить талант колориста, подбирая "радостные цветовые сочетания", любуясь переливами ярких цветных лент в волосах и на шляпах, ослепительным блеском одежд, которые под кистью мастера превращались в драгоценность. Сын и биограф Пьер- Огюста, знаменитый кинорежиссер Жан Ренуар вспоминает, что парижане, показывая на своего ребенка, нередко спрашивали: "Вы не находите, что это маленький Ренуар?". Самое удивительное заключалось в том, что это небыло неправдой: настолько эти маленькие пухлые создания с румянцем во всю щеку напоминали детские образы, созданные живописцем.

Натурная живопись

Тема красоты человека нашла совершенное воплощение в изображении обнаженных женщин, так называемых "ню". В противоположность салонным художникам- академистам, творившим на потребу богатого обывателя, Ренуар пишет подлинные красочные симфонии, построенные на сочетаниях теплых телесных тонов с тончайшими рефлексами. Позирующей для картины молодой парижанке, служанке, дочери лавочника или обыкновенной модистке живописец придает то неповторимое очарование, которым мастера XVIII века наделяли дам высшего света.

Закат импрессионизма

Живописная система Ренуара претерпевает существенные изменения в начале 1880-х годов. К этому времени художественный метод импрессионизма в значительной степени исчерпал себя. Появились новые направления, отрицавшие его основные принципы. Ренуар едет в Италию, где изучает фрески Рафаэля и позднеримскую живопись, сохранившуюся в домах и виллах, раскопанных из- под вулканического пепла Помпей, и выставленную в неаполитанском музее. Он приходит к выводу, что главенствующее место в искусстве принадлежит рисунку. Это тяготение к линейной определенности и выразительному контуру проявляется в многочисленных вариантах "Танца" и особенно в полотне "Большие купальщицы", более похожем на крупное настенное панно, чем на станковую картину. "Примерно в 1883 году, - вспоминает позднее художник, - в моем творчестве произошел как бы перелом. Я достиг пределов импрессионизма и пришел к сознанию, что не умею ни писать, ни рисовать. Словом, я оказался в тупике". В дальнейшем он отказался от этой несколько суховатой манеры и снова вернулся к живописи легкими мелкими мазками. Но лучший период был уже позади. Прогрессирующая болезнь заставляет Ренуара покинуть Париж и поселиться на Юге Франции. Он работает, подвязывая кисть к пальцам, занимается графикой, скульптурой, которая привлекает его всю жизнь. Выполненные им статуи- "Венера", "Прачка", "Моющаяся" - близки скульпторам его другая Аристида Майоля.

Смерть

Умер Ренуар 17 декабря 1919 года, 78 лет от роду. В день смерти он писал свой последний натюрморт- цветы, бывшие для него олицетворением жизни. После многих лет непризнания со стороны части консервативно настроенных критиков и обывательской публики, на закате жизни к художнику пришла слава. "В мире достаточно печальных вещей- так не будем же создавать еще и новых" - эти слова художника- гуманиста, все его творчество приобретают еще большую ценность в последнем десятилетии бурного двадцатого века.
Сайт о том, как научиться рисовать



  • Книга по Рисунку и Живописи. Самоучитель




  • Пособие по акварельной живописи

  •