Искусственные водоемы


Искусственные водоемы - функциональная целесообразность размеров искусственного водоема не вызывает вопросов. Однако в большинстве случаев вы сооружаете водоем декоративный, и он должен быть не просто большим, маленьким или средним, он должен быть соразмерным. Допускаю, что ваше художественное чутье достаточно развито и интуиции вам не занимать. Но чтобы не ошибиться, поинтересуйтесь правилами золотого сечения, почитайте о рядах Фибоначчи. Эти знания помогут точно рассчитать размеры искусственного водоема, установить соотношения сторон, радиусов овала, ширину ручейка, размеры мостика и многое другое.

При определении контуров водоема необходимо учитывать законы линейной перспективы. Форма на плане (вид сверху) и форма, которую вы наблюдаете с поверхности земли,- это, как говорится, две большие разницы. Она значительно изменяется в зависимости от положения наблюдателя, даже если он передвигается в одном направлении.
Что же касается самой формы, знаю по себе: воображение и деятельная активность подталкивают созидателя к максимальной, а еще чаще чрезмерной выразительности, и единственным ограничителем тут является закономерное желание добиться наибольшей естественности.
Лично я руководствуюсь при этом двумя принципами. Первый: у ландшафтника (и не только у него) нет и не может быть лучшего учителя, чем природа. Второй: настоящее произведение искусства всегда компромисс между выразительностью и достоверностью. Точность, ограничность компромисса определяют художественную ценность произведения. Собственно, два указанных принципа руководят мною на всех этапах работы над искусственным водоемом, в том числе при облицовке и создании композиционных элементов- ручейков, горок, утесов и водопадов.

Искусственные водоемы

Необходимость присутствия различных композиционных элементов легко, без напряжения объясняется, если существует легенда возникновения водоема, органично связанная с логикой развития пейзажа в целом. Придумайте, а точнее, продумайте такую легенду- и ручеек, утес, отмель, возникшие по ходу ее создания, станут не случайными фрагментами, а ограниченными звеньями цепи естественного образования ландшафта. Стремление к достоверности, наблюдательность, воображение позволят вам создать красивые и натуралистичные ландшафтные элементы, соразмерные искусственному водоему и пейзажу в целом, и поместить их в самых подходящих, логически обоснованных местах.

При создании в комплексе водоема каменных композиций неплохо иметь запас времени, для того чтобы проверить впечатления от того или иного варианта. Испытание временем, даже не очень продолжительное, скажем, 3-4 дня, может значительно ослабить выразительность созданной вами картинки или основательно подорвать вашу уверенность в ее достоверности. Поверьте- далеко не все камни сразу находят свое место. Видимо, так происходит и в природе.

В процессе работы вы обязательно обнаружите одну закономерность: какими бы интересными ни были выложенные вами композиции из крупных камней, они непременно потеряют большую часть своей выразительности, как только вы начнете окружать их камнями среднего и малого размера.
Конечно, можно отобрать камни трех размеров и, руководствуясь правилами построения композиции, разместить их, создав относительно эффектную картину, но она будет характерной скорее для уравновешенного альпийского пейзажа, чем для искусственного водоема. Ей будет явно недоставать динамики.
Налицо тот счастливый случай, когда достоверность и выразительность вытекают из одинаковых обстоятельств, тут и компромисса искать не нужно. А дело вот в чем. В ложе реки или ручья в процессе их формирования остаются только две категории предметов: те, которые вода не смогла унести, и те, которые она же смогла принести. Таким образом, чем стремительнее и мощнее водный поток, тем более контрастны размеры камней, находящихся в ложе ручья и возле него.
Но как же быть с тем, что относительно спокойные водоемы выглядят так, словно они сформированы мощными, бурными потоками? Ничего удивительного в этом нет, просто сегодняшние пейзажи- результат тысячелетних трудов матушки- природы. Все эти соображения создают простор для поиска того самого компромисса между достоверностью и выразительностью.

Еще немного о камнях. Если кто- нибудь станет убеждать вас, что перекат или ложе водопада, выложенное нарезкой из плитняка, это красиво, знайте: говорить этот человек умеет лучше, чем видеть и делать. Подобные перекаты, водопады да еще груды беспорядочно сваленного крупного галечника- истинный бич современных приусадебных ландшафтов.


Какими бы ни были композиции и облицовка водоема- удачным или не очень, их необходимо должным образом прикрепить к ложу. Средние и мелкие камни нужно закрепить, чтобы они не двигались во время эксплуатации водоема или попросту не были смыты. Те, которые лежат на наклонных стенках искусственного водоема,- чтобы не упали в воду. Исключение можно сделать лишь для больших камней, если они лежат устойчиво и надежно.

С облицовкой бетонного ложа проблем нет. Через три- четыре дня после нанесения гидроизоляции можете смело приклеивать камни к поверхности. Ассортимент современных строительных клеев настолько широк и разнообразен, что в нем не просто сориентироваться. Рекламой не занимаюсь, но не поделиться опытом немогу. Если вам необходимо закрепить на бетоне нечто большое и тяжелое, воспользуйтесь Sopro 1. Он запросто приклеивает 50- килограммовый камень к отвесной бетонной (и не только) стенке, отбить который можно разве что отбойным молотком, причем только с куском бетона. Недостаток один- цена, этот клей в несколько раз дороже других. В менее сложных ситуациях вполне подойдет Mira 3000. Этот клеящий состав дешевле, однако тоже очень хорош. Правда, он несколько дольше сохнет и не держит таких гигантских нагрузок, но часто ли в этом есть нужда? Применение бюджетных клеев для меня обычно заканчивалось огорчением. Впрочем, может быть, мне просто не везло.

Найденный мною в результате многолетних поисков алгоритм облицовки бортов водоема- плавный переход от более крупных камней у самого дна к более мелким в направлении поверхности. Такая манера облицовки не противоречит ни достоверности, ни выразительности. Единственный недостаток- приклеивание мелкого галечника в верхних слоях требует терпения, граничащего с фанатизмом. Но настоящее мастерство как раз и оттачивается в условиях чередования свободного творчества с рутинным трудом.

Значительно более сложным и в итоге малоэффективным является процесс облицовки и крепления композиционных элементов на стенках пленочного искусственного водоема. И если на слегка наклоненных поверхностях, выстеленных бутилкаучуковыми пленками, камни и другие облицовочные материалы кое- как лежат, то на новомодных полиэтиленовых они скользят совершенно неудержимо.
Остается очень небогатый выбор: оставить пленку как есть, без облицовки, в надежде на то, что со временем поверхность искусственного водоема покроется плавающими листьями водных растений, а там и глаза привыкнут к этому безобразию. Либо изготовить декоративные маты, наклеивая с помощью силикона хорошо промытую и обезжиренную гальку на полиэтиленовую сетку. Работа непростая, но реально помагает придать пленочному искусственному водоему достойный вид.
Пластиковая форма ничем в этом смысле от пленочного не отличается.
В случае копанки при облагораживании берегов возникают радикально иные проблемы. Главная такова: чем более обрывистый берег, тем тяжелее его благоустраивать и укреплять. Возможных мероприятий немного. Если котлован вырыт в плотных жирных грунтах, его края максимально засаживаются болотными и водными растениями, после чего берега засыпаются и закатываются чистым речным песком.

Если котлован сделан в сыпучих песчаных грунтах, приготовьтесь наблюдать, как ваш водоем будет менять то очертания, то наклон берегов, то куда-то "переползать". Можно попробовать укрепить берега посадками растений или выкладывать их бутом, но результаты будут настолько нестабильными, что этот труд вполне можно определить как мартышкин. Зато о поисках компромисса говорить не приходится- у копанки всегда достоверности аж через край.
Рассуждая о красотах искусственных водоемов, следует помнить, что любой из них хорош лишь тогда, когда вода в нем искрится кристальной чистотой. Грамотно выстроенный и красиво облицованный пруд, наполненный мутной зеленой жижей, никого не радует.


Большая часть комплектующего оборудования предназначена именно для содержания водоема в чистоте. Циркуляция воды, поступающей в систему регенерации для очистки, осуществляется с помощью погруженных роторных насосов. Их предложение на рынке огромно. Как выбрать нужную модель?
Чтобы рассчитать производительность циркуляции, следует физический объем водоема умножить на величину от 4 до 8 (в зависимости от объема фильтрованного отсека) и разделить на 24 (желательно, чтобы фильтрация происходила круглосуточно). Однако нужно помнить, что в документах на насос указывается номинальная производительность. Внимательно осмотрите упаковку- на ней вы обязательно найдете диаграмму изменения (падения) производительности насоса в зависимости от высоты, на которую необходимо поднять воду. Не забудьте учесть это в своих расчетах.

Что же касается производителей оборудования, ситуация такая, как и на всяком рынке: любой продавец скажет вам, что лучшие насосы- те, которые имеются у него, худшие- которых в продаже сегодня нет. Утверждения, конечно, будут железно аргументированы. И снова не могу не поделиться опытом: я пользуюсь оборудованием только двух производителей- китайской фирмы ATMAN и польской AQUA EL. Главный аргумент в их пользу- наилучшее соотношение цена- качество. Причем предпочтение среди них- в порядке перечисления.
Вышесказанное относится и к проточным ультрафиолетовым лампам- совершенно необходимому в системе очистки воды элементу. Сегодняшние лампы мощны и производительны, они очень помагают очищать воду от ненужных бактерий, что предохраняет ее от помутнений, делает биологическое равновесие в искусственном водоеме значительно более стабильным.
Как определить необходимую мощность лампы? Очень просто: умножьте производительность вашего насоса (в кубометрах в час) на число от 0,5 до 0,8 и получите искомую мощность в ваттах.
Внутренние и плавающие светильники я никогда не применяю, потому и рекомендовать не могу. Трубы, шланги, тройники, повороты, запорная арматура- на рынке всего этого так много, что я вообще ничему не отдаю предпочтения. Один только совет- в трубопроводе используйте металлопластиковые трубы различных диаметров в зависимости от мощности насосов, а в местах соединений с насосами применяйте толстостенные армированные полиэтиленовые или силиконовые шланги.

И напоследок еще один совет: соизмеряйте с размерами и характером пруда динамику воды. Не делайте из большого водоема недвижимое болото, а из маленького прудика клокочущий гейзер. В обоих случаях получится некрасиво. А красота- это очень важная функция, можно сказать, первостепенная.