Композиционный центр


Выбор художником формы воплощения его замысла в зрительный образ картины зависит от того, что главным образом он хочет сказать зрителю, на какую сторону изображаемого явления он стремится обратить внимание. Но при всех возможных творческих решениях художественная форма должна быть ясной и выразительной. Совершенно очевидно, что в поисках формы прежде всего надо исходить из конкретного сюжета, выражающего тему в соответствии с замыслом художника. В картине главным организующим форму элементом является сюжет.

Первая задача заключается в определении наилучшего места в картине для главного действия, к которому должно тяготеть все остальное в картине.

Чтобы помочь зрителю охватить взором всю картину в целом и в то же время сосредоточить внимание на главных действующих лицах, последних часто размещают вблизи оптического центра картины. Так поступил Репин при создании картин „Запорожцы", „Иван Грозный и сын его Иван" и др.:


И.Репин. Запорожцы. 1880. Эскиз.


И.Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885.

Но известны и иные приемы размещения действующих лиц. Так, например, главную фигуру картины „Не ждали"-


И.Репин. Не ждали. 1884. Рисунок.


И.Репин. Не ждали. 1884.

— вернувшегося из ссылки отца семейства — Репин поместил в стороне от других и выше оптического центра полотна.

И все же и в этой последней картине зритель сразу обращает свое внимание на самое главное и отчетливо понимает ее содержание. Происходит это потому, что художник так разместил фигуры действующих лиц, придал им такие положения и повороты, что взор зрителя закономерно следует в направлении к главной фигуре, которая является центром и опорой композиционного построения всей сцены или, как говорят художники, композиционным центром.

В картине Репина „Запорожцы" фигура пишущего письмо сечевого писаря, помещенная почти в оптическом центре картины, является одновременно и композиционным центром, вокруг которого сгруппированы запорожцы. В этом случае традиционный „казачий круг", решавший все сечевые дела, подсказал художнику исторически верное и художественно оправданное помещение фигуры писаря в самом центре круга диктующих ему письмо казаков.

Насколько сложна и ответственна задача поисков композиционного центра, видно из дошедших до нас материалов, характеризующих разработку В. И. Суриковым эскизов к картине „Боярыня Морозова":


В.Суриков. Боярыня Морозова. 1887.

В этой многофигурной композиции, построенной на противопоставлении образа Морозовой окружающей ее толпе, композиционным центром является фигура самой боярыни. „Художника влекло от частного эпизода к более широкому раскрытию события, в котором сильнее бы выявился его исторический характер. Он долго искал, где расположить центральный образ Морозовой, чтобы жест ее поднятой руки приобрел достаточно широкий смысл- благословения, проклятия, призыва и угрозы противникам. Он долго бился над поисками „места", где бы в фигуре чувствовались и уносящий ее порыв движения, и сила, и стойкость борца".

Вы на сайте- paintmaster.ru


  • Вводная беседа о изображении человека
  • Наброски головы и фигуры человека
  • Наброски фигур людей

  • РИСУНОК ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Предварительное задание по рисунку головы
  • Выбор и постановка натуры, компоновка рисунка и этюда
  • Строение головы
  • Последовательность работы над рисунком головы
  • 1.Рисунок головы в одном положении, с разных сторон

    2.Многосеансный тональный рисунок головы человека

    3.Многосеансный тональный рисунок головы при рассенном освещении

    4.Тональные рисунки головы разных людей в разных положениях

    5.Два рисунка головы разных людей при различном освещении

    6.Рисунок головы человека кистью в одном цвете



    ЖИВОПИСЬ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Предварительное задание. О живописном этюде головы.
  • 1.Два-три непродолжительных этюда головы

    2.Этюд головы человека при мягком освещении

    3.Этюд головы человека при контрастном освещении

    4.Два многосеансных этюда головы разных людей

    5.Многосеансный этюд головы человека с предварительным этюдом в цвете



    РИСУНОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Строение фигуры человека
  • Выбор модели и постановка натуры
  • Компоновка рисунка и этюда
  • 1.Наблюдение фигуры человека в разных положениях (сидящего, стоящего, в несложных движениях)

    2.Непродолжительные рисунки фигуры стоящего человека в разных положениях

    3.Непродолжительные рисунки фигуры стоящего человека с разных сторон

    4.Тональные рисунки фигуры стоящего и сидящего человека

    5.Тональные рисунки сидящего человека в различных положениях

    6.Тональные рисунки обнаженной фигуры

    7.Рисунки фигур людей разного возраста

    8.Многосеансный тональный рисунок фигуры человека с частью интерьера



    ЖИВОПИСЬ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Живопись фигуры человека
  • 1.Непродолжительные этюды фигур разных людей

    2.Два этюда фигуры человека при различном освещении

    3.Два этюда фигур разных людей

    4.Этюд полуфигуры человека в несложном действии, с натюрмортом

    5.Этюд фигуры человека с частью интерьера

    6.Четыре- пять этюдов фигур людей на открытом воздухе

    7.Многосеансный этюд фигуры на открытом воздухе

    8.Этюд обнаженной фигуры человека



    ПОРТРЕТ
  • Портрет

  • СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
  • П.Федотов и его картины
  • Понятие композиции. Тематическая картина, ее жанры и основные компоненты.
  • 1.Беседа о сюжетной композиции

    2.Сюжет и его разработка

    3.Композиционный центр

    4.Группировка действующих лиц и предметов обстановки. Развертывание действия сюжета

    5.Масштаб соотношения частей композиции

    6.Цвет и освещение как элементы композиции

    7.Ритм и его значение в композиции

    8.Формат и размер композиции

    9.Выбор точки зрения

    10.Эскиз сюжетной композиции

    1.Исполнение набросков и зарисовок фигур разных людей в домашних и производственных занятиях

    2.Исполнение набросков несложных сцен с участием в них двух фигур

    3.Исполнение на основе предварительных натурных набросков двух рисунков сцен, более сложных

    4.Эскиз трех- четырехфигурной композиции

    5.Эскиз двух- четырехфигурной композиции

    6.Живописное решение композиции

    7.Одноцветный эскиз трех- пятифигурной композиции

    8.Эскиз композиции сюжетной картины на свободную тему

  • Беседа о художественном образе
  • Замысел картины и разработка сюжета
  • Практические советы
  • Заключительная беседа

  • ПЛАКАТ
  • Плакат. Вводная беседа.
  • 1.Эскиз несложного орнаментально- текстового плаката

    2.Эскиз изобразительно- текстового плаката

    3.Эскиз плаката с изображением людей



    ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
    1. Череп в разобранном виде
    2. Череп спереди
    3. Череп сзади
    4. Череп в различных положениях
    5. Мускулы головы и шеи спереди
    6. Мускулы головы и шеи сзади
    7. Мускулатура. Рисунок Рубенса
    8-9. Античная скульптура "Умирающий галл", и положение скелета фигуры "Умирающего галла"
    10. Скелет человека спереди
    11. Скелет человека сзади
    12. Скелет человека сбоку
    13. Положение скелета фигуры сидящего натурщика
    14. Положение скелета бросающего копье
    15. Схемы, показывающие расположение отдельных частей скелета при различных движениях
    16. Мускулатура тела спереди
    17. Мускулатура тела сзади