Заключительная беседа


„Из непосредственного снимка с нее (природы) выйдет жалкая, бессильная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путем творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником".
И. А. Гончаров

Предыдущие беседы и задания не исчерпывают, конечно, всех вопросов, связанных с созданием сюжетной композиции, их цель наметить те основные задачи и практические пути, которые позволили бы вам легче овладеть методом работы над картиной.

Основной вывод, который вы должны сделать, состоит в том, что суть творчества заключается не в копировании жизни, а в создании художественных образов.

Картина не ученый трактат, не пересказывание в красках жизненных явлений. Художественный образ картины должен сам по себе, без пояснительных подсказываний, раскрывать зрителю ее смысл.

Это значит, что художественная форма картины, то есть ее рисунок, живопись, композиция и даже фактура, должна своей гармоничной совокупностью так воздействовать на зрителя, чтобы вызвать у него те мысли и чувства, которые вкладывал в свою картину художник. Поиски художником такого единства формы и содержания являются труднейшей задачей творчества.

Дело в том, что специфика художественного творчества, определяемого различием мировоззрений и индивидуальностей художников, их замыслами, целями, средствами и приемами создания произведений искусства, — все это исключает возможность общеобязательных правил и рецептов.

Горький говорил, что решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер. Из березового полена можно сделать топорище и можно художественно вырезать прекрасную фигуру человека.

Но творчество всегда требует от мастера полного сосредоточения на предмете творчества, как бы погружения в мир создаваемых образов и в то же время — ясности замысла.

Этим требованиям может отвечать художник, обладающий развитым воображением и общей культурой, проникнутый передовыми идеями своей эпохи и владеющий мастерством. Под последним же следует понимать не только технику, но и умение наблюдать , отбирать и обобщать. Развитие этих способностей требует от художника постоянной работы над собой, над развитием своего сознания и воспитанием эстетического вкуса. Развитое чувство прекрасного — обязательное условие создания действительно художественных произведений, так как, по замечанию Гете, техника в соединении с пошлостью — это самый страшный враг искусства.

В Советском Союзе художник — выразитель эстетических запросов народных масс, их представлений о прекрасном, и одновременно он же и проводник в их среду художественной культуры.

Будьте наблюдательны, всматривайтесь в окружающую вас жизнь, в среду и природу, ищите черты нового, типичные для нашей советской действительности. Смотрите на действительность не через очки других художников, но своими глазами, старайтесь быть правдивым ее выразителем. Элементы нового сознания, рождаемые трудовой и бытовой практикой советского человека, рассеяны повсюду: и в городе и в деревне, на передовых предприятиях и т. д.

И не нужно думать, что овладение методом работы над композицией необходимо только для осуществления многофигурных монументальных картин. Не в меньшей степени композиционное мастерство требуется для работы художника и в области бытового жанра.

Именно здесь, в окружающей художника жизни, он может найти близкие ему по содержанию и доступные уровню его мастерства темы для композиций, работа над которыми будет всегда плодотворной, поскольку она опирается на личные, непосредственные наблюдения и на всегда находящуюся под рукой натуру.

Развив и укрепив свои художественные силы в живописи бытового жанра, вы сможете перейти к таким более сложным жанрам, как исторический; историко-революционный и батальный.

Но над какой бы темой вы ни работали, вы должны вкладывать в свое произведение всю глубину мысли и всю силу ващих творческих способностей.

„Художественное произведение должно непременно выражать какую-нибудь большую мысль. Только то прекрасно, что серьезно" (А. П. Чехов, „Чайка").

Вы на сайте- paintmaster.ru


  • Вводная беседа о изображении человека
  • Наброски головы и фигуры человека
  • Наброски фигур людей

  • РИСУНОК ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Предварительное задание по рисунку головы
  • Выбор и постановка натуры, компоновка рисунка и этюда
  • Строение головы
  • Последовательность работы над рисунком головы
  • 1.Рисунок головы в одном положении, с разных сторон

    2.Многосеансный тональный рисунок головы человека

    3.Многосеансный тональный рисунок головы при рассенном освещении

    4.Тональные рисунки головы разных людей в разных положениях

    5.Два рисунка головы разных людей при различном освещении

    6.Рисунок головы человека кистью в одном цвете



    ЖИВОПИСЬ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Предварительное задание. О живописном этюде головы.
  • 1.Два-три непродолжительных этюда головы

    2.Этюд головы человека при мягком освещении

    3.Этюд головы человека при контрастном освещении

    4.Два многосеансных этюда головы разных людей

    5.Многосеансный этюд головы человека с предварительным этюдом в цвете



    РИСУНОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Строение фигуры человека
  • Выбор модели и постановка натуры
  • Компоновка рисунка и этюда
  • 1.Наблюдение фигуры человека в разных положениях (сидящего, стоящего, в несложных движениях)

    2.Непродолжительные рисунки фигуры стоящего человека в разных положениях

    3.Непродолжительные рисунки фигуры стоящего человека с разных сторон

    4.Тональные рисунки фигуры стоящего и сидящего человека

    5.Тональные рисунки сидящего человека в различных положениях

    6.Тональные рисунки обнаженной фигуры

    7.Рисунки фигур людей разного возраста

    8.Многосеансный тональный рисунок фигуры человека с частью интерьера



    ЖИВОПИСЬ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Живопись фигуры человека
  • 1.Непродолжительные этюды фигур разных людей

    2.Два этюда фигуры человека при различном освещении

    3.Два этюда фигур разных людей

    4.Этюд полуфигуры человека в несложном действии, с натюрмортом

    5.Этюд фигуры человека с частью интерьера

    6.Четыре- пять этюдов фигур людей на открытом воздухе

    7.Многосеансный этюд фигуры на открытом воздухе

    8.Этюд обнаженной фигуры человека



    ПОРТРЕТ
  • Портрет

  • СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
  • П.Федотов и его картины
  • Понятие композиции. Тематическая картина, ее жанры и основные компоненты.
  • 1.Беседа о сюжетной композиции

    2.Сюжет и его разработка

    3.Композиционный центр

    4.Группировка действующих лиц и предметов обстановки. Развертывание действия сюжета

    5.Масштаб соотношения частей композиции

    6.Цвет и освещение как элементы композиции

    7.Ритм и его значение в композиции

    8.Формат и размер композиции

    9.Выбор точки зрения

    10.Эскиз сюжетной композиции

    1.Исполнение набросков и зарисовок фигур разных людей в домашних и производственных занятиях

    2.Исполнение набросков несложных сцен с участием в них двух фигур

    3.Исполнение на основе предварительных натурных набросков двух рисунков сцен, более сложных

    4.Эскиз трех- четырехфигурной композиции

    5.Эскиз двух- четырехфигурной композиции

    6.Живописное решение композиции

    7.Одноцветный эскиз трех- пятифигурной композиции

    8.Эскиз композиции сюжетной картины на свободную тему

  • Беседа о художественном образе
  • Замысел картины и разработка сюжета
  • Практические советы
  • Заключительная беседа

  • ПЛАКАТ
  • Плакат. Вводная беседа.
  • 1.Эскиз несложного орнаментально- текстового плаката

    2.Эскиз изобразительно- текстового плаката

    3.Эскиз плаката с изображением людей



    ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
    1. Череп в разобранном виде
    2. Череп спереди
    3. Череп сзади
    4. Череп в различных положениях
    5. Мускулы головы и шеи спереди
    6. Мускулы головы и шеи сзади
    7. Мускулатура. Рисунок Рубенса
    8-9. Античная скульптура "Умирающий галл", и положение скелета фигуры "Умирающего галла"
    10. Скелет человека спереди
    11. Скелет человека сзади
    12. Скелет человека сбоку
    13. Положение скелета фигуры сидящего натурщика
    14. Положение скелета бросающего копье
    15. Схемы, показывающие расположение отдельных частей скелета при различных движениях
    16. Мускулатура тела спереди
    17. Мускулатура тела сзади