Клинопись


Одним из центров древнейшей цивилизации, как известно, была территория Передней Азии и прежде всего Месопотамия. В IV тысячелетии до н. е. сюда с Востока пришла сначала в южную часть народность, называемая шумерами, которая позже расселилась на северной части края. Здесь шумеры стали создателями культуры, о которой мы узнаем из раскопок древних городов Ур, Киш, Лагош, Ниппур и других, которые были, по-видимому, большими религиозными центрами. Нет сомнения, что шумеры выработали собственную систему письма, которая распространилась на огромной территории. Вообще, именно их считают изобретателями клинописи, которая развилась в свою очередь с письма образного. Клинопись, как показывает само название, складывалась из клиньев, расположенных в разных направлениях. Клинопись также доходила в своей эволюции и к фонетическому письму. Тот факт, что вавилоняне, которые постепенно освоили шумерскую культуру, вместе с жителями северных районов Междуречья, ассирийцами, добыли себе господствующее положение на всей территории Передней Азии, привело к распространению здесь клинописи. В XV ст. до н. е. их язык стал дипломатическим языком соседних стран. Даже в египетском городе Эль-Амарне в архивах хранится большое количество глиняных табличек, покрытых ассировавилонським письмом. В городе Ниппур были обнаружены остатки архива и большой библиотеки, принадлежавшей храму; это были глиняные таблички, которые происходили частично из шумерских, а частично с вавилонских и ассирийских источников. В храме города Ниппур располагалось много помещений, часть которых, несомненно, принадлежала библиотеке, а также архиву. Таблички хранились в глиняных или деревянных сундуках и в плетеных корзинах, которые стояли на глиняных цоколях или на деревянных полках, прикрепленных к стенам. Чтобы таблички не отсыревали, сундуки покрывали смолой.

Писались эти таблички на мягкой глине металлической, деревянной или сделанной из слоновой кости трехгранной палочкой. Итак, выбор клиновидной формы письменных знаков не произвольный акт писца, а обусловлен материалом, на котором писали, и формой орудия для письма; треугольная палочка придавала письму клиновидный характер. Древнейшие памятники клинописи на глине принадлежат к последним столетиям IV тысячелетия до н. э. Однако в городе Киш была найдена известковая плита, которая относится примерно к 3200 годам до н. э. Сейчас она хранится в Оксфорде. Таблички сушили на солнце или, как кирпичи, выжигали в печах, что придавало им твердости. Часть найденных табличек не была выжжена, в результате чего их нельзя было отделить друг от друга. Текст на табличках размещался с обеих сторон, причем одна сторона была слегка углублена, тогда как вторая - ровная или немного выпуклая.

Раскопки в Малой Азии и в Месопотамии дали науке большое количество табличек и фрагментов из них. Большинство из них хранится теперь в европейских и американских библиотеках и музеях.

Литературная жизнь Вавилонии и Ассирии отражена в многочисленных письменных памятниках. Наверное можно сказать, что во всех храмах были помещения, предназначенные для копиистов-переписчиков, которые производили письменные памятники клинописи.


Вавилонское силабическое письмо- силаби, около 3000-27000 гг. до н.э.


Более ста лет назад при раскопках английские археологи в Ниневии, столице Ассирии, исследовали библиотеку и архив царя Ашшурбанипала (669 - 633 гг. до н. Э.). Более 20 тысяч целых табличек, найденных там, хранятся теперь в Британском музее.

Глина, из которой сделаны таблички, высшего качества и тщательно выжженная, чем та, из которой изготовлены таблички, найденные в других местах Малой Азии. Письмо на этих артефактах выразительнее. Это была заслуга многочисленных «каллиграфов», работавших при дворе царя Ашшурбанипала. Царь (при всей его жестокости), видимо, был заядлым коллекционером и собирал со всех концов края, в том числе вне границ своего государства, письменные исторические памятники.

В библиотеке царя Ашшурбанипала была широко представлена вавилоно-ассирийская литература и шумерские тексты. Следует отметить, что Ашшурбанипал создавал свою библиотеку в ниневийськом дворце, не прибегая к ограблению древних храмовых библиотек Ассирии и Вавилонии. Опытные переписчики, которых он рассылал по всем храмам страны, делали копии с древних письменных памятников, обрабатывали их, как позже делалось в известной Александрийской библиотеке.

Из этих копий и состояла его библиотека. В ней было собрано более 30 тыс. табличек. Ассирийские переписчики расширили способ пользования царской печатью, чем уже в зародыше был заложен принцип печати. Они вырезали декрет в глиняной доске и затем отражали его на влажных мягких глиняных табличках, получая нужное количество копий.


Развертка циллиндрической печати Урзана. VIII вв. до н.э.


В 612 г. до н. э. вавилоняне и мидяне, захватив Ниневию, разрушили библиотеку. После этого нашествия ассирийцы недолго противостояли завоевателям, в 605 г. до н. э., когда был взят последний пункт ассирийского сопротивления г.Кархемиш, Ассирийская держава перестала существовать.

Своеобразные «библиотеки» из глиняных табличек, заполненных клинописью, оставили после себя и другие народы Малой Азии. Почти 15 000 таблиц большого размера найдено близ Анкары (Турция) в столице хеттов. Они также пользовались вавилонской клинописью. Хетты первыми применили в письме диакритический знак. Разобрался в хеттских письменах, которые были смесью слов хеттских и ассиро-вавилонских, чешский ученый Ф.Грозный. В 1915 г. ему удалось расшифровать и хеттские иероглифы, состоящие из знаков идеографического и фонетического письма.


Угаритский клинописный алфавит XV-XIII вв. до н.э. (по З.Кулунджичу)


К первой четверти ХХ в. высшей ступенью развития клинописи ученые считали персидское письмо, но в 1928 г. по северо-сирийской местности Рас-Шамра, французская экспедиция раскопала остатки архива древнего финикийского города Угарит. Здесь когда-то была знаменитая финикийская школа писцов. Было найдено глиняные списки c пятью языками: шумерский, аккадский (Вавилон), египетский, хеттский и угаритский. Глиняные таблички угаритского письма были покрыты клинописью вавилонского происхождения; это было алфавитное клинописное письмо. Хотя билингвы для дешифровки этих текстов не было, однако уже в 1930 г. тексты Рас-Шамра прочитали независимо друг от друга различные ученые Ш. Виролле, Г. Бауэр и Е. Дорм. Это открытие дало науке древнейший клинописный алфавит не протофиникийського языка. Угаритское письмо было в обиходе в XV - XIII вв. до н. э. Следовательно, под общим названием шумеро-вавилонской-ассирийской клинописи подразумевают клинопись, которая была распространена в странах Передней Азии среди пятнадцати народов Месопотамии, Ирана и других, принадлежащих к различным этническим группам и говорящих на разных языках (например, эламиты, каситы, хетты, митаннийцы, хурриты, урартийцы, персы). В зависимости от языковых особенностей народов, воспринявших клинопись, существовало несколько разновидностей этого письма. Найдены было даже клинописные таблички на египетском языке.

Особое внимание ученых привлекает э л а м с к о е письмо. Элам - древняя страна, расположенная к северу от Персидского залива и к востоку от нижнего течения реки Тигр. В течение столетий Элам был одним из наиболее развитых государств Западной Азии, однако в 640 г. до н. э. он попал в зависимость от Ассирии. Территорию Элама заселяли не семитические и не индоевропейские племена, которые говорили на языке, родственном с языками кавказской группы.


Фрагмент протоэламского письма; строчки читаются сверху вниз (последовательность строчек- справа налево)


Эламиты к заимствованию вавилонской клинописи имели свое автохтонное письмо. Из архаичного эламского письма дошло до нас девять двуязычных надписей на эламском и вавилонском языках. Это - идеографическое письмо, которое мало отличается от шумерского фигурного. Сохранилось несколько глиняных табличек. Характер письма - линейный, форма знаков - геометрическая, направление письма - справа налево, иногда наоборот; Дешифровано это письмо лишь частично. До нас дошел также букварь, которым эламиты пользовались для дешифровки вавилонских надписей; этот букварь значительно облегчил изучение архаического письма. На иллюстрации ниже приведена сравнительная таблица эламского и вавилонского письма:


Сравнительная таблица эламского и вавилонского письма


Позже эламиты отказались от собственной письменности и приняли вавилонскую клинопись, в который, однако, внесли свои изменения. Этот вид письма, называемый н о в о э л а м с к о й клинописью, очень упрощенный, большинство знаков которого являются составными. Клинописью пользовался народ, древнейший на территории Советского Союза, государства Урарту (Ванское царство с IX - VI вв. до н. э., территория современной Армении). Урартийцы сооружали многоэтажные крепости и замки, остатки которых были найдены вблизи Еревана. Большие каменные глыбы с клинописью Урарту экспонируются в Государственном историческом музее в Ереване. Надписи рассказывают о военных походах и строительстве. Известно, что ставленник Урарту в стране Мусасир Урзана пользовался цилиндрической печатью с клинописным текстом (VIII в. до н. Э.).

Найденные в развалинах дворцов ассирийских и вавилонских царей глиняные таблички и эпиграфические надписи персидских царей ученые стремились прочитать, но расшифровка их была очень длительным и кропотливым делом. Еще в 1621 г., когда итальянский купец Пьетро де ля Валле привез с собой копии клинописи из руин Персепольського дворца персидского царя Дария в Иране, специалисты заинтересовались ими, но изучение этих памятников началось лишь в конце XVIII в., после того, как датский путешественник Карстен Нибур опубликовал привезенные им в Европу копии этих текстов.

Перед учеными встала чрезвычайно трудная задача. В 1800 г. за дешифровку клинописи взялся молодой учитель гимназии из города Геттингена (Германия) Георг Фридрих Гротефенд. Рассматривая таблички персидских царей, он заметил, что некоторые слова на всех табличках повторяются много раз. Гротефенд предположил, что они составляют царский титул и чаще повторяющееся слово является «царь». Вспомнив имена персидских царей Кира, Дария, Ксеркса и Артаксеркса, исследователь попытался поставить на место клинописных знаков буквы. По количеству букв к незнакомому слову подошло староперское «Даривуш», что означает «Дарий». Так раскрылась первая тайна надписи. Благодаря сравнениям и рассуждениям, Гротефенд пришел к определенным выводам относительно содержания надписей. Но он не знал древнеперсидского языка, а поэтому сопоставление царских имен и титулов могло дать условные результаты. Из восемнадцати-двадцати определенных таким способом знаков правильными были только десять, однако в то время это можно было считать большим достижением. Особый успех в дешифровке клинописных памятников выпал на долю Генри Роулинсона, английского офицера, служившего в персидской армии. В 1835 он взялся за изучение надписи на высокой Бегистунской скале, где был высечен клинописный текст на тысячу строк с изображением Дария I. Первые 414 строк выполнены на древнеперсидским языке, остальные - нововавилонском и эламском языках. Этот текст содержал несколько десятков имен, что и дало Роулинсону богатый материал для ознакомления с древнеперсидской речью и письмом, а следовательно, позволило прочитать незнакомый текст.


Рельеф с клиновидной надписью на Бегистунской скале. Дарий побеждает мятежников.


Известно несколько разновидностей клинописи, которые возникли и развивались постепенно с образного письма. Такой переход начался до 2700 гг. до н. е .; окончательное завершение указанного перехода произошло до 2350 гг. до н. е.:


Переходные формы ассировавилонской клинописи


Позже на смену клинописи приходит арамейское письмо, которое зародилось в Передней Азии.

Сайт paintmaster.ru