Вступление



/ Изображение оленей, быков и лошадей в пещере Ласко на Юге Франции /


Среди многих форм человеческой деятельности, служившие показателями духовной культуры, материальным воплощением развития ремесла и художественного таланта, развития и борьбы народов в водовороте исторических событий, было письмо.

Возникновению и развитию письма предшествовала эволюция первобытного человека. Когда условия труда и общения усложнились, акустический язык перестал удовлетворять людей. Информацию нельзя было закреплять во времени или передавать на расстояние. Удобным достоянием наших далеких предков оказалась возможность фиксировать определенное сообщение. Сначала для этого служили такие средства, как, например, нагромождение камней для определения определенного места; с разной целью использовались зарубки на деревьях или узелки на шнурках, позже орудиями передачи информации стали также палицы. Древние германцы и скандинавы использовали для передачи своих мыслей особые палицы с засечками, память о которых сохранилась в немецком слове Buchstabe (Stab - палица), введенном позже для названий букв, заимствованных у римлян. По утверждению немецкого ученого Кароля Фольдес-Паппа, рисунки начали использовать с этой целью не позднее того времени, когда человек только научился изготавливать орудия.

Большинство первобытных рисунков служат средством для запоминания, то есть были м н е м о г р а м м а м и. Как увидим дальше, рисование предшествовало развитию письма, следовательно, не случайно во многих языках слова рисовать и писать имеют общий корень. Вероятно, что пещерные образы и петроглифы(1*) являются рисунками или магическими знаками охотников первобытного общества. Аналогичные знаки в недалеком прошлом случались еще в одиночных племенах Африки, Австралии, Америки.

Раскопки слоев начала каменного века и конца ледникового периода (60000 - 40000 лет назад), когда люди жили общинами в пещерах или больших шалашах с очагами, дают много памятников в виде настенных рисунков первобытного человека, история которых восходит ко времени существования человека- неандертальца.

Человек середнемадленского времени мог уже пользоваться красно-коричневой охрой, черно-синей минеральной краской. Об этом свидетельствуют рисунки, найденные в пещере Ласко на юге Франции. Эти рисунки датируются радиоуглеродным методом около 15000 г. до н. Э. Рисунки животных, выполненные черной, красной и желтой красками, были найдены также в пещере Альтамира в Испании, они относятся к мадленской культуре. Конечно о содержании сообщения на пещерных рисунках мы можем только догадываться. Открыв принцип рисования, человек не удовлетворился его изобразительными возможностями и эмоциональным воздействием, но одновременно с развитием и обогащением пластических средств искусства он постепенно начал подчинять рисунок потребностям закрепления мыслей, сообщений. Это привело к появлению пиктографического письма. Оно состояло из рисунков, представленных в форме упрощенных понятий, но эти рисунки еще не имели непосредственной связи с звуками речи. Они передавали сообщения целыми предложениями, «каждый рисунок соответствовал одному предложению» (Ч. Лоукотка). Характерно, что пиктографическое письмо не имеет еще заранее оговоренных в своем значении рисунков. Однако они способны были, как отмечает В. Йончев, передавать не только существительные, но и глаголы (например, изображением человека или животного в движении), числительные (количеством изображаемых вещей) и т. д.

В отличие от памятников искусства, пиктографические рисунки более схематичны, условны; это потому, что пиктография не ставит себе задачу создания художественных образов, а стремится лишь обеспечить понимание читателем изображенного.

Старые образцы значков были выполнены на скалах, отдельных камнях. Это п е т р о г л и ф ы, они приходятся на время палеолита, новые пиктограммы относятся к бронзовому веку. Из пиктографии позже развилось и д е о г р а ф и ч е с к о е письмо.

Поскольку слово и рисунок представляют собой два возможных способа отражения одного и того же объекта, то люди очень рано начали отождествлять определенные рисунки со словами. 3а время, когда картинные знаки получили постоянного значения и начали отражать не только определенные вещи (в пиктографии), а часто и понятия, человечество поднялось на новую ступень в развитии письма, овладело идеографическим письмом. В таком письме, например, круг с черточками лучей означал «солнце», но одновременно и понятие «тепло»; изображение человеческой фигуры как значок могло означать общее понятие «человек», но если рисовали человека, который опирается на палку, то это означало «возраст» (например, в египетском письме).

В идеографическом письме один и тот же знак может использоваться для отображения различных вещей и понятий. В таком случае идеографическое письмо отражает предложения в виде ребусов. Для определения определенного понятия рисовали вещь, название которой звучало в произношении подобно названия понятия, а во избежание недоразумений в чтении, перед применяемым знаком (который читают) ставили вспомогательный, называемый д е т е р м и н а н т и в о м.

Это письмо было далеко от совершенного фонетического или силлабического письма. Только постепенно, устанавливая связь между изображением вещей и животных окружающего мира, человек пришел к искусству изображения отдельных букв. Действительно, если проследить эволюцию форм отдельных букв, то во многих случаях мы можем найти сходство между упрощенным начертанием фигур или явлений окружающего мира и буквами.

О постепенности указанного перехода свидетельствуют важнейшие надписи древнего Ближнего Востока, Китая или предколумбовой Америки, которые, по сравнению с другими, менее распространены; эти надписи являются ни чисто идеографическими (этот термин, обычно применяемый к ним, не совсем точный), ни чисто фонетическими, но представляют определенный этап между идеографическим и чисто фонетическим письмом и поэтому их иногда називают переходным письмом.

С открытием письма человек получил возможность передавать и закреплять свои мысли. В дополнение к звуковой человечество обогатилось еще и письменной речью (2*), которая пользуется теперь буквами алфавита. Итак, звуковая речь воспринимается на слух (акустически), письменная - зрением (оптически).

Темой нашей книги является изучение письма объединенного общими стилистическими признаками знаков, с помощью которых словам придается видимая форма и они размещаются в легко понимаемом порядке.

Сначала мы рассмотрим неалфавитные системы письма, предшествовавших развитию его шрифтовых форм.

(1*) Петроглифы - вырезанные на поверхности скал мало углубленные изображения животных, птиц, рыб, воинов, лодок с гребцами и тому подобное.

(2*) Термин « письменная речь »применяем условно, поскольку он не полностью отражает современное состояние буквенной передачи мыслей, которая осуществляется теперь не только рукописной письменной, но и печатной техникой.

Мой сайт- как научиться рисовать