- Как научиться рисовать
- Основы рисунка- часть 1
- Основы - часть 2
- Основы - часть 3
- Как нарисовать натюрморт
- Натюрморт- часть 2
- Как нарисовать голову человека
- Голова человека - часть 2
- Как нарисовать портрет
- Рисование от DayFun
- Как нарисовать...
- Законы цветоведения
- Основы живописи
- Как нарисовать аниме
- Основы графического дизайна
- Еще немного творчества
- Художественные краски
- Интерьерные краски
- Цвет в интерьере, идеи дизайна
- Ремонт кухни
- Ремонт квартиры
- Строительство дома
- Техника для дома
- Текстиль
Строение головы
Приступая непосредственно к работе над рисунком (или этюдом), необходимо с самого начала установить связь головы с шеей, а шеи — с плечевым поясом и грудной клеткой.
Наличие подвижных сочленений между затылочной костью черепа и первым шейным позвонком, между первым и вторым позвонками, между пятым и седьмым- позволяет мышцам шеи, напрягаясь и расслабляясь, изменять положение головы, сообщать ей различные движения.
Будучи очень гибкой, шея прочно укреплена в плечах и служит для головы надежной опорой. С одной стороны, шея связана со всем механизмом костяка и мышц головы, с другой — с механизмом плечевого пояса и грудной клетки.
Понятно поэтому, что художник, изображая голову, должен пристально изучать связь головы с шеей, плечами и грудью.
Пропорции и положение головы относительно шеи и плеч мы видим по-разному в зависимости от точки зрения, от поворота или наклона натуры. При этом перспективные изменения, связанные с изменением точки зрения, а также наклонов и поворотов, бесконечно разнообразны. Каждое новое положение головы, каждая новая точка зрения неизбежно вызывают перспективные изменения видимой нами натуры и, стало быть, каждый раз требуют нового перспективного построения в рисунке.
Однако во всех случаях, наблюдая разные повороты и наклоны с той или иной точки зрения, необходимо помнить об основном строении, общем характере связи головы с шеей, плечами и грудной клеткой. Поэтому и рисунок нужно всегда вести так, чтобы эта общая связь была ясна при любом положении головы, изображаемой с любой точки зрения.
Среди многих других примеров связь головы с шеей и плечами с очень большой ясностью выражена в портрете Н. П. Жданович работы П. А. Федотова.
П.Федотов. Портрет Н.П.Жданович за фортепьяно. 1849
Особенности головы человека как объемной формы
Интереснейшей особенностью головы человека является выразительность и изменчивость ее форм, несмотря на относительно малую подвижность ее скелета.В самом деле, лицо — это как бы зеркало, отражающее физическое и душевное состояние человека, между тем единственной подвижной частью черепа является нижняя челюсть. Все остальные кости головы сочленяются между собой неподвижно швами (см. анатом. табл. 1, 2, 3).
Мышечный покров, облегающий череп, главным образом его лицевую часть, наоборот, чрезвычайно подвижен и изменчив в своих формах.
Это легко наблюдать на лицах людей, а в искусстве можно найти этому много различных подтверждений. Чтобы убедиться в богатстве мимики человеческого лица, достаточно посмотреть на лица персонажей картины Репина „Запорожцы" (илл. 191).
И.Репин. Запорожцы. 1880. Эскиз
Все внутренние душевные переживания, которые мы читаем на их лицах, получили возможность своего выражения благодаря подвижности мускульного аппарата головы (см. анатом. табл. 5).
Художники всегда пристально изучали голову человека в различных положениях. Для иллюстрации мы помещаем здесь ряд набросков головы человека работы замечательного немецкого художника первой половины XVI века Ганса Гольбейна (1497 — 1543).
Г.Гольбейн. Наброски головы в разных положениях
Изучая строение головы, прежде всего нужно запомнить, что голова имеет в общем округлую (сферическую) форму.
Можно сказать с некоторой натяжкой, что голова человека в целом несколько напоминает по форме яйцо, обращенное тупым концом вверх и назад. Все детали этой большой формы, все выпуклости и впадины, образованные костями черепа и разнообразными мускулами, покрывающими кости, — все это не нарушает общей округлости формы человеческой головы.
Поэтому в любой стадии работы над рисунком или этюдом головы человекапостроении, поисках пропорций, тональных и цветовых отношений, в проработке деталей — всегда необходимо помнить, что голова — это единая большая форма, что все ее части, все детали принадлежат этой общей форме и ей подчиняются. Но, несмотря на то, что анатомическое строение головы у всех людей одинаково, голова каждого отдельного человека имеет свои индивидуальные особенности.
У одного человека широкий выпуклый лоб и узкое тонкое лицо с маленьким подбородком; у другого — сдавленный низкий лоб и сильно развитая нижняя челюсть; у третьего — тяжелый затылок и маленькое лицо с мелкими чертами.
С самого начала работы над рисунком нужно стремиться уловить индивидуальные пропорции данной головы, чтобы уже в первой легкой наметке угадывался характер ее общей формы.
В каждой реалистической картине с изображением нескольких человек или целой толпы мы видим, как художник дает индивидуальную характеристику разным персонажам картины.
Примером может служить приводимая здесь репродукция картины Репина „Вечорницi".
И.Репин. Вечорницi. 1881
Как и всякий объем, голова человека ограничена рядом поверхностей разных форм, размеров и направлений, обусловленных строением черепа. Эти ограничивающие объем головы поверхности, встречаясь и переходя одна в другую, и составляют ту замкнутую форму, которую мы наблюдаем и изображаем.
Если рассматривать голову спереди, легко различить в ней несколько крупных планов. К ним относятся,
Эти большие ограничивающие форму головы поверхности состоят из ряда различных небольших поверхностей, образующих более мелкие формы в общем большом объеме головы.
Лицевая часть головы является наиболее сложной и разнообразной по форме. Здесь сосредоточены все органы чувств человека. Форма носа, например, образована четырьмя поверхностями — двумя боковыми (крылья носа), одной фронтальной, обращенной вперед, и одной нижней поверхностью — основанием носа.
Глазные яблоки близки по форме к шару, подвижны и, находясь в гнездах глазных впадин, прикрыты веками.
Перспективные сокращения
В зависимости от того, с какой точки зрения вы рассматриваете натуру, поверхности, ограничивающие форму головы, будут видны в различных перспективных сокращениях. Если голова изображаемого человека находится выше горизонта или натурщик закинет голову назад, то вы снизу увидите поверхности, обращенные книзу: треугольник нижней челюсти, нижнюю поверхность носа, верхние части глазных впадин и т. д. При этом голова будет обращена выпуклостью лицевой части вверх и вы ясно увидите, как располагаются мелкие формы на этом большом сферическом объеме (см. рисунок Микельанджело к „Мадонне Дони").Микельанджело. Женская голова. Около 1504 года. Рисунок к картине "Святое семейство" ("Мадонна Дони")
Поверхности формы, обращенные вперед и в стороны, вы увидите в сильных перспективных сокращениях, а обращенные вверх совсем сократятся и скроются. Если рассматривать голову человека сверху или натурщик опустит голову на грудь, будут хорошо видны поверхности формы, обращенные кверху (например, верхняя часть черепной коробки), фронтальные и боковые поверхности перспективно сократятся, а поверхности, обращенные книзу, вовсе исчезнут из поля зрения. Вся сферическая форма головы обратится выпуклостью лица вниз, и все мелкие формы своим расположением будут подчеркивать эту выпуклость большого объема (см. „Девочка в повязке" Чистякова):
П.Чистяков. Девочка в повязке. 1878
Лицевая часть головы снабжена наиболее сложными подвижными мышцами, которые, облегая костяк, участвуют в образовании внешних форм лица. Подвижностью мускулатуры лица обусловлены разнообразнейшие мимические движения, передающие внутреннее состояние человека.
Немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471 — 1528), уделявший много внимания изучению формы головы и фигуры человека, оставил схематические рисунки построения головы как объемной формы, ограниченной рядом поверхностей.
А.Дюрер. Схема построения головы. Рисунок из манускрипта
Подобные схемы чрезвычайно полезны для понимания формы головы. Но мы в практической работе над рисунком пользуемся более обобщенным решением, намечая объем головы крупными планами, не разбитыми на мелкие плоскости. Наглядным примером может служить работа Врубеля „Рисунок".
М.Врубель. Рисунок
В ходе построения рисунка необходимо найти верные соотношения лицевой и мозговой частей головы
Мозговым черепом называют костную коробку, покрывающую головной мозг, — от начала лобной кости (надбровных дуг) до затылка включительно. Лицевой череп начинается от надбровных дуг и заканчивается нижней челюстью. Наружные слуховые проходы черепа являются как бы узлами, в которых стягиваются, с одной стороны, формы мозгового черепа, а с другой — лицевого. Поэтому важно в процессе работы над изображением головы найти точно местоположение ушей.У разных людей отношения лицевой и мозговой частей черепа различны, не говоря уже о том, что эти отношения бывают различными у людей разных возрастов; например, у ребенка лицевая часть по сравнению с черепом взрослого человека значительно меньше. Пропорции и общая форма лицевой и мозговой частей черепа прежде всех других признаков определяют индивидуальный характер формы данной головы.
Естественно поэтому, что вслед за решением пропорций всей головы по отношению к шее и плечам рисующий должен найти отношение между лицевой частью головы и мозговой ее частью (или, как иногда говорят, „черепной коробкой").
Соотношение между лицевой частью и черепной коробкой хорошо видно в анатомических таблицах, особенно в профильном изображении черепа (см. анатомические таблицы №№ 1, 2, 3, 4).
Кроме того, чрезвычайно важно одновременно найти пропорции всей головы по разным направлениям
Если рассматривать голову в профиль, то можно ясно определить отношения передне-заднего диаметра мозговой части черепа (от лобных бугров до затылка) и верхне-нижнего диаметра лицевой части (от верхнего края лобной кости до низа подбородка).Рассматривая голову спереди, нужно искать отношения ее верхне-нижнего диаметра к поперечным размерам, определяемым расстоянием между выступами скуловых костей и углами нижней челюсти. Наблюдение головы в трехчетвертном повороте дает возможность ясно определить все эти размеры, которые, однако, будут перспективно изменены соответственно взятой точке зрения.
Индивидуальный характер строения черепной коробки прежде всего выражается соотношением передне-заднего и поперечного диаметров. Когда передне- задний диаметр значительно превышает поперечный, череп называют длинным. Когда размер поперечного диаметра приближается к передне- заднему, череп называют широким.
Разумеется, при разных поворотах и наклонах головы, наблюдаемых с различных точек зрения, и отношения лицевого черепа к мозговому будут казаться разными. Но рисунок или этюд всегда нужно вести так, чтобы при любом положении модели, с любой точки зрения сохранился характер основной формы, соотношение основных пропорций головы данного человека.
Голова, как и все тело человека, построена симметрично
Это значит, что правая часть головы соответствует левой ее части. В голове и фигуре каждого человека наблюдаются отклонения от строгой симметрии, проявляющиеся индивидуально, то в большей, то в меньшей степени. Эти отклонения нужно учитывать в процессе уточнения деталей рисунка, но не в начале построения формы головы, когда следует руководствоваться лишь принципами их общей симметричности.Через середину носа, лба, губ и подбородка можно провести воображаемую срединную, или профильную, линию, делящую голову пополам. Поскольку симметрии подчинена не только лицевая, но и мозговая часть черепа, нужно считать, что профильная линия охватывает всю объемную форму головы, а также шеи от выступов шейных позвонков, через середину затылочной кости, по стреловидному шву между правой и левой теменными костями, через середину лба, носа, челюстей, по подбородочному возвышению — до хряща гортани и яремной ямки.
Значит, слева и справа от срединной (профильной) линии находятся парные формы: левый и правый глаз, левая и правая скула, левый и правый лобный бугор и т. д.
С какой бы точки зрения вы ни наблюдали голову человека, важно прежде всего найти место и характер профильной линии, а работу над рисунком надо вести так, чтобы при всяком положении головы сохранилось общее впечатление симметричности ее строения и соответствия парных форм.
Если через середину глаз на рисунке провести вспомогательную линию, то она пересечется с профильной линией в переносице. Переносица является постоянной неподвижной точкой, из которой можно исходить в построении головы в фас, в 3/4 или в профиль. Найдя местоположение переносицы, можно, ориентируясь на эту точку, проверять по ней правильность положения всех частей головы — затылка, подбородочного возвышения, скул, глаз, рта, ушей и т. д.
Значит, найдя положение и основные пропорции головы, шеи и плеч и общий характер формы самой головы, следует наметить так называемую крестовину, образуемую срединной линией и линией глаз, а затем, исходя из местоположения переносицы, перейти к поискам пропорций частей головы, к определению поверхностей, охватывающих большую форму. Применение крестовины можно видеть в упоминавшихся выше набросках Г. Гольбейна.
Г.Гольбейн. Наброски головы в разных положениях
Пожалуй, ни в одной части тела строение скелета не обнаруживается так ясно, как в форме головы. Действительно, например, бедренную кость гораздо труднее определить под мощным слоем мышц бедра, чем кости черепа под лицевыми мышцами. К тому же череп, если не считать нижнюю челюсть, весь неподвижен, и это придает еще большее значение костяку в определении формы головы.
Поэтому для овладения рисунком головы имеет громадное значение изучение и постоянное (при всякой возможности) рисование черепа. Рисуя голову, надо все время чувствовать ее костяк, являющийся основой видимых нами форм.
Костный скелет головы неравномерно покрыт мышцами
В некоторых местах он туго обтянут кожей или тоненьким слоем мышц (например, лоб, скулы), в других кость скрывается под значительным мышечным и легким жировым покровом (например, щеки, подбородок); в третьих кожа покрывает упругий хрящ (ушные раковины). В правдивом, полноценном изображении человека нужно стремиться показать все эти различия.В процессе проработки формы нужно добиваться этого всеми имеющимися в распоряжении художника средствами (цвет, тон, направление и фактура мазка, пятна, штриха).
Не следует думать, что в первых же рисунках нам удастся достигнуть полного выражения конструкции и формы головы человека. Для этого требуется длительная систематическая практическая работа. В заданиях по рисунку и живописи головы вам предлагается ряд наиболее необходимых постановок. Последовательное выполнение заданий должно помочь правильному решению рисунка и живописного этюда головы — задачи сложной и увлекательной, как вы могли понять из настоящей беседы.
В заданиях указывается примерная продолжительность работы над каждым из них, практически осуществимая для самодеятельного художника. Если есть возможность работать над заданием дольше, чем указано, и вы чувствуете в этом необходимость, продолжайте работу столько времени, сколько позволяют условия и до тех пор, пока чувствуете, что двигаете ее вперед.
Вы сейчас на сайте paintmaster.ru
РИСУНОК ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
1.Рисунок головы в одном положении, с разных сторон
2.Многосеансный тональный рисунок головы человека
3.Многосеансный тональный рисунок головы при рассенном освещении
4.Тональные рисунки головы разных людей в разных положениях
5.Два рисунка головы разных людей при различном освещении
6.Рисунок головы человека кистью в одном цвете
2.Многосеансный тональный рисунок головы человека
3.Многосеансный тональный рисунок головы при рассенном освещении
4.Тональные рисунки головы разных людей в разных положениях
5.Два рисунка головы разных людей при различном освещении
6.Рисунок головы человека кистью в одном цвете
ЖИВОПИСЬ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
1.Два-три непродолжительных этюда головы
2.Этюд головы человека при мягком освещении
3.Этюд головы человека при контрастном освещении
4.Два многосеансных этюда головы разных людей
5.Многосеансный этюд головы человека с предварительным этюдом в цвете
2.Этюд головы человека при мягком освещении
3.Этюд головы человека при контрастном освещении
4.Два многосеансных этюда головы разных людей
5.Многосеансный этюд головы человека с предварительным этюдом в цвете
РИСУНОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
1.Наблюдение фигуры человека в разных положениях (сидящего, стоящего, в несложных движениях)
2.Непродолжительные рисунки фигуры стоящего человека в разных положениях
3.Непродолжительные рисунки фигуры стоящего человека с разных сторон
4.Тональные рисунки фигуры стоящего и сидящего человека
5.Тональные рисунки сидящего человека в различных положениях
6.Тональные рисунки обнаженной фигуры
7.Рисунки фигур людей разного возраста
8.Многосеансный тональный рисунок фигуры человека с частью интерьера
2.Непродолжительные рисунки фигуры стоящего человека в разных положениях
3.Непродолжительные рисунки фигуры стоящего человека с разных сторон
4.Тональные рисунки фигуры стоящего и сидящего человека
5.Тональные рисунки сидящего человека в различных положениях
6.Тональные рисунки обнаженной фигуры
7.Рисунки фигур людей разного возраста
8.Многосеансный тональный рисунок фигуры человека с частью интерьера
ЖИВОПИСЬ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
1.Непродолжительные этюды фигур разных людей
2.Два этюда фигуры человека при различном освещении
3.Два этюда фигур разных людей
4.Этюд полуфигуры человека в несложном действии, с натюрмортом
5.Этюд фигуры человека с частью интерьера
6.Четыре- пять этюдов фигур людей на открытом воздухе
7.Многосеансный этюд фигуры на открытом воздухе
8.Этюд обнаженной фигуры человека
2.Два этюда фигуры человека при различном освещении
3.Два этюда фигур разных людей
4.Этюд полуфигуры человека в несложном действии, с натюрмортом
5.Этюд фигуры человека с частью интерьера
6.Четыре- пять этюдов фигур людей на открытом воздухе
7.Многосеансный этюд фигуры на открытом воздухе
8.Этюд обнаженной фигуры человека
ПОРТРЕТ
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
1.Беседа о сюжетной композиции
2.Сюжет и его разработка
3.Композиционный центр
4.Группировка действующих лиц и предметов обстановки. Развертывание действия сюжета
5.Масштаб соотношения частей композиции
6.Цвет и освещение как элементы композиции
7.Ритм и его значение в композиции
8.Формат и размер композиции
9.Выбор точки зрения
10.Эскиз сюжетной композиции
2.Сюжет и его разработка
3.Композиционный центр
4.Группировка действующих лиц и предметов обстановки. Развертывание действия сюжета
5.Масштаб соотношения частей композиции
6.Цвет и освещение как элементы композиции
7.Ритм и его значение в композиции
8.Формат и размер композиции
9.Выбор точки зрения
10.Эскиз сюжетной композиции
1.Исполнение набросков и зарисовок фигур разных людей в домашних и производственных занятиях
2.Исполнение набросков несложных сцен с участием в них двух фигур
3.Исполнение на основе предварительных натурных набросков двух рисунков сцен, более сложных
4.Эскиз трех- четырехфигурной композиции
5.Эскиз двух- четырехфигурной композиции
6.Живописное решение композиции
7.Одноцветный эскиз трех- пятифигурной композиции
8.Эскиз композиции сюжетной картины на свободную тему
2.Исполнение набросков несложных сцен с участием в них двух фигур
3.Исполнение на основе предварительных натурных набросков двух рисунков сцен, более сложных
4.Эскиз трех- четырехфигурной композиции
5.Эскиз двух- четырехфигурной композиции
6.Живописное решение композиции
7.Одноцветный эскиз трех- пятифигурной композиции
8.Эскиз композиции сюжетной картины на свободную тему
ПЛАКАТ
1.Эскиз несложного орнаментально- текстового плаката
2.Эскиз изобразительно- текстового плаката
3.Эскиз плаката с изображением людей
2.Эскиз изобразительно- текстового плаката
3.Эскиз плаката с изображением людей
ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
1. Череп в разобранном виде
2. Череп спереди
3. Череп сзади
4. Череп в различных положениях
5. Мускулы головы и шеи спереди
6. Мускулы головы и шеи сзади
7. Мускулатура. Рисунок Рубенса
8-9. Античная скульптура "Умирающий галл", и положение скелета фигуры "Умирающего галла"
10. Скелет человека спереди
11. Скелет человека сзади
12. Скелет человека сбоку
13. Положение скелета фигуры сидящего натурщика
14. Положение скелета бросающего копье
15. Схемы, показывающие расположение отдельных частей скелета при различных движениях
16. Мускулатура тела спереди
17. Мускулатура тела сзади
2. Череп спереди
3. Череп сзади
4. Череп в различных положениях
5. Мускулы головы и шеи спереди
6. Мускулы головы и шеи сзади
7. Мускулатура. Рисунок Рубенса
8-9. Античная скульптура "Умирающий галл", и положение скелета фигуры "Умирающего галла"
10. Скелет человека спереди
11. Скелет человека сзади
12. Скелет человека сбоку
13. Положение скелета фигуры сидящего натурщика
14. Положение скелета бросающего копье
15. Схемы, показывающие расположение отдельных частей скелета при различных движениях
16. Мускулатура тела спереди
17. Мускулатура тела сзади